Алматы. 16 мая. КазТАГ — Данияр Дауталиев. Государственные органы РК еще не готовы к всеобщему декларированию, считает председатель управляющего совета ассоциации налогоплательщиков Казахстана (АНК) Жаннат Ертлесова.
“Очень мудрое решение принял президент, когда отложил введение всеобщего декларирования. Потому что — я уверена, убеждена и везде это доказываю, — еще не готовы госорганы к переходу к всеобщему декларированию”, — заявила Ж. Ертлесова на конференции “Механизм, порядок и проблемы перехода к всеобщему декларированию доходов имущества физических лиц” в пятницу.
В частности, по ее словам, до сих пор нет ясности с реформированием специальных налоговых режимов.
“Казахстан до сих пор занимает одно из первых мест в мире по доле самозанятых в общем количестве занятых в нашей стране — и это на 90% те люди, которые работают на спецрежимах. Как они будут сдавать декларацию? Как будет (производиться — КазТАГ) учет? Как (будет вестись – КазТАГ) проверка той информации, которую они заполняют? Абсолютно непонятно”, — обратила внимание глава ассоциации.
Как отметила Ж. Ертлесова, поскольку в сферу декларирования входит имущество физических лиц, также непонятно, как будет осуществляться оценка этого имущества.
“Насколько готова инфраструктура почтовых организаций к приему документов в бумажном виде в таком большом объеме — это тоже вопрос”, — подчеркнула она.
При этом немаловажным вопросом является налогообложение доходов казахстанских резидентов, которые у последних имеются за границей.
“У нас в Казахстане до сих пор доля теневой экономики в ВВП, по оценке нашего агентства по статистике, — 20%, и эта цифра уже 10 лет сохраняется. Хотя налоговый комитет и минэкономики постоянно говорят, как много они проводят работ по обмену информацией с зарубежными странами, как-то не очень в это верится. (…) Для меня вообще непонятно: если какой-то наш житель страны имеет акции Microsoft и они котируются за рубежом — как это все отражать в декларациях, как это будет проверять налоговый комитет? Тоже непонятно”, — пояснила глава ассоциации налогоплательщиков.
Кроме того, по ее словам, необходимо проанализировать готовность уполномоченных органов представления своей информации из своих баз данных фискальным органам.
“Пример, который я постоянно и с удовольствием привожу: налоговый комитет и таможенный комитет находятся в системе одного министерства финансов и до сих пор они обмениваются информацией между собой флешками”, — рассказала Ж. Ертлесова.
По ее мнению, введение всеобщего декларирования должно быть синхронизировано с основными направлениями налоговой политики на долгосрочной период.
“Минэкономики должно нам как-то объяснить и мы должны понять, какой будет налоговая политика в краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном периоде. Вы прекрасно знаете, так называемый налог на роскошь, введенный с 1 января, какую бурную реакцию вызвал в обществе. Мы должны понимать, будет ли двигаться правительство в этом направлении или оно уже считает, что работа закончена. Или индивидуальный подоходный налог — будем переходить к прогрессивной шкале или не будем, если будем переходить, то когда”, — перечислила ряд проблемных вопросов глава АНК.
Также, на ее взгляд, должна быть введена система проверки физических лиц, должна быть система оценки рисков: кого проверять и когда проверять, и как сопоставлять данные, которые будут отражены в декларациях с данными фискальных органов.
“Например, предметы роскоши или бриллианты и золото. (…) Как это оценивать? Если кто-то подарил — как это отражать в декларации? Эти вопросы абсолютно непонятны, особенно произведения искусства”, — уточнила Ж. Ертлесова.
“Амнистия или легализация капитала, которая вот сейчас будет проходить, — будет ли это связано с всеобщим декларированием? Как это будет отражаться? Как эти декларации потом будут вступать в систему всеобщего декларирования — тоже нам никто не разъяснял”, — добавила она.
Вместе с тем, по утверждению главы ассоциации, было бы правильно состыковать государственную перепись населения с всеобщим декларированием, чтобы точно знать численность граждан-резидентов и нерезидентов.