Президентские выборы определят место движения “Талибан” в будущем Афганистана

14 июня народ Афганистана отправится на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса за одного из двух кандидатов на пост президента страны и определить вектор развития государства на ближайшие годы. Напомним, что по итогам первого тура президентских выборов в апреле этого года лидирующие позиции заняли два кандидата – доктор Абдулла Абдулла и доктор Ашраф Гани Ахмадзай. Однако ни один из них не смог пройти установленный законом минимальный порог в 50 плюс один процент. Теперь же победитель будет выявлен по итогам второго тура.

Алматы. 13 июня. КазТАГ – Насибжон Амони, Бехруз Сайфулло. 14 июня народ Афганистана отправится на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса за одного из двух кандидатов на пост президента страны и определить вектор развития государства на ближайшие годы. Напомним, что по итогам первого тура президентских выборов в апреле этого года лидирующие позиции заняли два кандидата – доктор Абдулла Абдулла и доктор Ашраф Гани Ахмадзай. Однако ни один из них не смог пройти установленный законом минимальный порог в 50 плюс один процент. Теперь же победитель будет выявлен по итогам второго тура.

Эти выборы, безусловно, сыграют судьбоносную роль в дальнейшем развитии государства. В этот день афганский народ будет определять свое будущее, а также будущее своей любимой страны и даст ответ на весьма злободневный вопрос: хотят ли они жить с талибами или без них. Оба кандидата четко и ясно обозначили свою позицию по этому вопросу в своих предвыборных программах – у Абдуллы она называется “Реформа и интеграция”, а у Ахмадзая – “Прогресс и преемственность”.

Ахмадзай и его симпатии к талибам

Ахмадзай и большинство его соратников предвыборной команды такие, как Анварулхак Ахади, Исмоили Юн, генерал Токат и десятки других членов Социал-Демократической партии Афганистана (более известной как Афган Меллат), явно или тайно поддерживают талибов. В случае своей победы, они намерены пригласить талибов в правительство. Сам Ахмадзай, как и нынешний президент страны Хамид Карзай, считает талибов своими “обиженными” братьями.

В ходе своей встречи с избирателями в Кандагаре во время первого тура президентских выборов Ахмадзай с гордостью рассказывал, как он освободил членов движения “Талибан” из баграмской тюрьмы. Вскоре после этого освобожденные талибы осуществили теракты, в результате которых погибли сотни невинных людей, включая стариков, женщин и детей. Но вопрос заключается в том, что в случае прихода Ахмадзая к власти, согласятся ли талибы быть представленными в его правительстве и поддерживать его политическую программу?

Ответ на этот вопрос пока остается неясным, так как до сих пор движение “Талибан” не выражало никакого интереса по поводу присоединения к правительству Карзая, даже несмотря на заявления последнего о том, что он их считает своими братьями. Ясно одно, что талибы строго нацелены на построение абсолютно экстремистского и фундаментального режима, который, по их словам, будет осуществлять свою деятельность на основе принципов шариата и исламских норм. Тем не менее, свободолюбивый народ Афганистана и вообще все мировое сообщество воочию убедилось в варварстве и невежестве талибов за тот недолгий период, когда они силой удерживали власть в Кабуле.

Последствия правления талибов

В 2001 году талибы сравняли с землей 53-метровую статую Будды в Бамиане, которая на тот момент являлась самой высокой в мире и имела уникальную историческую ценность. Они не разрешали женщинам не только ходить в школы, но и носить обувь на высоких каблуках. Помимо этого, был веден запрет на просмотр населением телепрограмм и передач, которые талибы считали противоречащими своей идеологии.

Движение “Талибан” занялось массовой чисткой, в ходе которой было убито большое количество таджиков, хазарейцев, узбеков и туркмен, уничтожены многочисленные культурно-исторические памятники, книги и рукописи на персидском языке. Об этих бесчинствах талибов всем хорошо известно, в том числе и Ахмадзаю. Но несмотря на все, этот политик закрывает глаза на это и сейчас ищет поддержки движения “Талибан”, ссылаясь на этническую связь.

Можно с уверенностью утверждать, что талибы никогда не станут объединятся со светским правительством Ахмадзая, который долгие годы своей жизни провел на Западе и, как многие отмечают, в какой-то мере превратился в прозападного политика. События недавнего прошлого свидетельствуют о том, что политические амбиции и цели для движения “Талибан” стоят превыше всего. Наглядным примером тому служит то, что они сделали с бывшим президентом Афганистана доктором Наджибуллой в 1996 году. Когда талибы находились на подступах к Кабулу, и городу и его населению начала угрожать серьезная опасность, войска Ахмад Шаха Масуда решили отступить. В качестве жеста доброй воли лидер Северного Альянса дважды предложил своему политическому врагу доктору Наджибулле, нашедшему на тот момент убежище в представительстве ООН в Кабуле, покинуть город вместе с его отрядами. Наджибулла отказался от предложения Масуда, опираясь на то, что он и основная масса талибов являются этническими пуштунами и, полагая, что соплеменники его помилуют. Но талибы, ворвавшись в город, повесили своего президента и двух телохранителей, которых выделил Ахмад Шах Масуд.

Между тем есть информация, что должность вице-президента в правительстве Ашрафа Гани займет Абдуррашид Дустум, на чьих руках кровь нескольких тысяч боевиков движения “Талибан”, что также может послужить фактором, препятствующим сближению талибов с Ахмадзаем. С этой точки зрения высказывание Анварулхака Ахади, главы избирательного штаба Ахмадзая, о том что “после прихода к власти мы временно предоставим кресла в нашем правительстве представителям талибов” звучит как-то нереально. Даже если предположить, что такое может произойти, остается неясным, пойдет ли правительство Ахмадзая по пути демократии и уважения прав человека, чего ожидают большинство афганцев, или же выберет путь талибов, что несомненно будет идти в разрез с основополагающими принципами демократии и свободы личности, обрекая весь народ на варварскую жизнь без малейших шансов на развитие.

Доктор Абдулла и его программа

В свою очередь политическая программа и цели доктора Абдуллы в отношении движения “Талибан” предельно ясны. В своих предвыборных выступлениях Абдулла твердо заявил, что он и его команда категорически против любых проявлений насилия, экстремизма, террора и дискриминации, что они будут четко придерживаться демократического пути, обеспечивать права человека, осуществлять масштабные реформы и способствовать сплочению народа. Абдулла не раз заявлял, что они желают мира с талибами, но не насильственного, а основанного на взаимоуважении и учитывающим обоюдные интересы.

Иными словами, Абдулла и его соратники хотят, чтобы члены движения “Талибан”, как и весь народ Афганистана, соблюдали и уважали конституцию страны и осуществляли свою деятельность на основе главного закона, отказавшись от попыток насильственного насаждения своей экстремистско-религиозной идеологии, тем более, что народ Афганистана уже пережил ужасающие последствия подобной политики.

Общеизвестно, что во время своего правления и до сегодняшнего дня под предлогом борьбы против иностранного военного присутствия в Афганистане талибы уничтожили тысячи невинных граждан страны и разрушили десятки деревень и поселений. От рук талибов и их пособников из “Аль-Каиды” погибли десятки единомышленников доктора Абдуллы и истинных борцов сопротивления таких, как Ахмад Шах Масуд, Бурханиддин Раббани, генерал Довуди Довуд, Мавлоно Саидхели и иные влиятельные и широко-известные личности Афганистана.

Роль пуштунского электората

На заключительном этапе предвыборной кампании сам доктор Абдулла чудом остался жив, когда сработала бомба, заложенная в его автомобиль. Шесть человек погибли в результате этого покушения на жизнь кандидата в президенты. Все те, кто был убит талибами и их пособниками в Афганистане за последние почти 20 лет, не были иностранцами, а являлись простыми гражданами страны, которые вели неустанную борьбу за свободу и развитие своего народа и страны и защищали исламские ценности.

Стоит отметить, что афганский народ предельно ясно обозначил свою позицию в отношении движения “Талибан” во время первого тура президентских выборов. По результатам первого тура Абдулла смог собрать 44,9% от общего числа голосов. За него даже проголосовало значительное количество избирателей в тех регионах страны, которые традиционно населены этническими пуштунами и которые считаются оплотом движения “Талибан”.

Данное обстоятельство говорит о том, что многие пуштуны выступают против талибов и их пособников. Примечательно и то, что по результатам первого тура два других кандидата в президенты – Абдурраб Расул Сайеф и Гулоко Шерзай, открыто выступающие против талибской идеологии, – набрали 7 и 1,6% соответственно. Если сложить количество голосов, отданных этим трем анти-талибовским политикам во время первого тура, получится 53%, а этого вполне достаточно для победы во втором туре.

С учетом этого вопрос заключается в том, отдаст ли народ Афганистана свои голоса во втором туре за идеи движения “Талибан” и их покровителя в лице Ашрафа Гани Ахмадзая или же, наоборот, выступит против талибов, насилия, террора, гнета и дискриминации, отдав свои голоса за Абдуллу. Ответ на этот вопрос мы сможем получить уже совсем скоро.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.