Поймут и помилуют

Амнистия капиталов начнется со следующего года. Пока власти Казахстана усиленно агитируют бизнес “голосовать” за неё деньгами и имуществом. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил вчера, что налоговая амнистия позволит предпринимателям направить дополнительные средства на расширение бизнеса. Повлияет ли этот аргумент на возврат теневых доходов? Государство гарантирует, что не будет инициировать уголовные и административные санкции к участникам налоговой амнистии. Эксперты сомневаются в ценности закона в условиях низкого доверия граждан к органам власти. Граждане раздумывают: стоит – не стоит?

Проект закона “Об амнистии граждан … в связи с легализацией ими имущества” направлен на подпись главе государства. Пока президент рассматривает его, правительство усиленно рекламирует и обосновывает все выгоды новой легализации.

Амнистия капиталов начнется со следующего года

Летом — самое время заняться личными вопросами

Начало PR-компании по легализации совпало с сезоном отпусков и затишьем деловой активности. Но ведь “деньги любят тишину”. Поэтому, сейчас — самое удобное время для граждан заняться личными вопросами.

Одна из целей законопроекта — успокоить бизнес и дать ему гарантии. Как? — Бизнес планируется освободить от пени и штрафов, числящихся в налоговых органах на начало позапрошлого, но не оплаченных на начало прошлого года. Амнистия позволит предпринимателям направить высвободившиеся средства на развитие и расширение бизнеса, — сказал Карим Масимов, поручая вице-премьеру-министру финансов Бахыту Султанову обеспечить принятие изменений и дополнений в Налоговый кодекс Казахстана.

За прошлое бизнес проверять не будут. Но насколько это выгодно контролирующим органам, ведь снижается возможность проведения проверок?

— Какие госорганы будут заниматься проверкой информации и будут ли? – поинтересовалась ZONA.KZ

— Основным критерием будет отсутствие заведенного уголовного дела в отношении легализующего имущество лица. Думаю, проверкой информации должна заниматься финансовая полиция, — считает председатель правления АО “Сентрас Секьюритиз” Талгат Камаров.

Лучшие PR-щики закона – его авторы

Национальная Палата предпринимателей активно подключилась к PR-кампании правительства.

Почти 200 млрд тенге пени и штрафов будет списано малым и среднем предприятиям в ходе налоговой амнистии, — сообщил вчера председатель правления Национальной Палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов. По его словам, сейчас работает только половина — 800 тысяч из 1,4 млн зарегистрированных предприятий. Предприятия годами не могут закрыться потому, что не списывают пеню и штрафы, долго идет налоговая проверка. А амнистия позволит этот вопрос быстро снять.

Кроме того, по данным г-на Мырзахметова, в Казахстане будет упрощен порядок закрытия для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.

Многие годами не могут сняться с учета. Только в Алматы 40 тысяч предприятий не могут выписаться из реестра. Это нужно зачистить. Теперь ИП и МБ будут ликвидировать по заявлению. На следующий год этот процесс начнется, потому что надо еще внести изменения в Налоговый кодекс”, — сказал г-н Мырзахметов.

Чиновники вернут капитал в оффшоры

Закон о легализации имущества — хорошая, но малоэффективная инициатива. Если субъект не желал легализоваться ранее, то какой смысл делать это сейчас? Понятно же, что большой выгоды от этого не будет, – рассуждает народ.

— Закон, скорее, способствует легализации незадекларированной собственности, приобретенной до амнистии, прокомментировал г-н Камаров. Если человек раньше купил недвижимость, например, в Испании, сдаёт свою виллу в аренду, то он просто не знает, как этот доход использовать. Принятие закона позволит ему легализовать собственность.

Если этот человек – чиновник, то ему закон нужен. Отдав государству 10%, он легализует недвижимость и доходы от неё. Без лишних вопросов. У олигархов вопрос уже давно решен грамотными юристами и амнистия им не интересна. Легализация имущества может коснуться и среднего класса, который имеет неплохой доход, но не хочет его полностью открывать. Бедным легализовать нечего, — считают многие граждане.

Деньги, по условиям законопроекта, должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках. Предприниматель сам выбирает: держать деньги пять лет на вкладах под рыночную ставку или инвестировать в экономику. Вложиться можно в государственные ценные бумаги, облигации банков, национальных холдингов и компаний, институтов развития или акции в рамках “Народного IPO” и другие ценные бумаги, размещаемые на Казахстанской фондовой бирже (KASE), а можно приватизировать что-то из предлагаемых объектов. Наконец, гражданин, не желающий использовать предложенные варианты, платит государству через банк 10%-ый сбор со стоимости имущества.

— Держать деньги пять лет на депозите – это попытка правительства предотвратить возвращение капитала в оффшор сразу, как только закончиться легализация. Она не решает проблем, приводящих к оттоку капитала, и потому толку от неё – не много. Основные причины оттока капитала – незащищенность собственности, опасность рейдерства со стороны крупных чиновников, — считает эксперт, не пожелавший назвать своё имя.

Пятая часть задачи Минфина

Легализация имущества в Казахстане повысит прозрачность капитала и укрепит банковскую систему. Легализованные деньги увеличат резервы кредитных организаций, за счет которых они смогут активнее кредитовать население, — надеются некоторые эксперты. Но такие – в меньшинстве. Большинство уверено — закон не окажет серьёзного влияния на отток капитала. Ведь основная причина оттока — негативный бизнес-климат, а не происхождение капитала.

Международная практика показывает, что меры закона об амнистии слишком мягкие, а главное — запоздалые. Нужно ужесточать законы, препятствующие образованию нелегальных доходов и собственности. Нужно понимать, что легализация полезна лишь как первый этап введения всеобщего декларирования расходов, а не только доходов, — объясняет еще один наш эксперт. Согласно его данным, в результате проведения кампании легализации в 2006-2007 годах, в бюджет была уплачена только пятая часть того, что ожидали власти.

Эксперты уверены, что смысл в налоговой амнистии будет тогда, когда в государстве ликвидируют причины перехода бизнеса в тень и реформируют судебную систему. Сегодня гарантия непреследования есть, а завтра её может не быть. Пока нет доверия к госорганам, которые занимаются перераспределением собственности, мало кто захочет легализовать свои доходы. Они по-прежнему будут выводиться в оффшоры. Так что, если и в третьей легализации бюджет получит лишь 20% от оценки Минфина в $10-12 млрд – $2 млрд, то солидную долю потратят, и уже тратят, на PR-кампанию..

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.