Реструктуризация Астаны-Финанс пойдёт на пятый год?

Акции частных инвесторов не понадобились для проведения реструктуризации, но Нацбанк всё-равно пытается забрать их и передать Минфину

Две недели назад правление могло бы было решить будет ли   Нацбанк содействовать компании в завершении реструктуризации или продолжит настаивать на передаче акций частными акционерами комитету по госимуществу Минфина. Но, видимо, не решило. Известий на сайте Астаны-Финанс нет. Процесс реструктуризации длится четыре года. И вот, когда “счастье было так близко” Нацбанк, по информации компании, “неофициально” отказывает ей в поддержке. Частные акционеры считают позицию Нацбанка бесперспективной и направленной не на результат. В чём дело?

Нацбанк неофициально заявляет

Астана-Финанс на своём web-сайте по адресу  http://www.af.kz/news/134.html сообщила о “неофициальном заявлении” Национального банка руководителям компании, что поскольку г-н Исламов (бывший председатель совета директоров) и его аффилированные лица (частные акционеры) продолжают удерживать акции компании, Нацбанк  не будет запрашивать суд об издании окончательного судебного решения по завершению реструктуризации компании. Дальше пресс-служба компании разъясняет, что в сентябре прошлого года частные акционеры обратились в комитет госимущества и приватизации министерства финансов с прошением признать безвозмездную передачу их акций. В апреле правительство согласилось признать передачу акций. А частные акционеры теперь не передают.

Реструктуризация Астаны-Финанс

Однако, по мнению г-на Исламова, это было не так. “Астана-Финанс не участвует в переговорах между частными акционерами и комитетом госимущества (как представителем государства – авт.) и не знает о его деталях. Нам не безразлична судьба компании, мы видим некомпетентность и губительность для компании действий нынешних менеджеров. Поэтому частные акционеры сочли именно государство надёжным акционером, способным защитить активы компании для проведения реструктуризации и заявили о готовности передать акции безвозмездно в пользу государства при условии, что государство не будет передавать в управление или отчуждать акции кому-либо в течение 5 лет. Или, если решит передать, то предоставит частным акционерам право преимущественного выкупа.  Комитет отклонил условия, переговоры зашли в тупик”, — считает он.

— Есть ли у частных акционеров на сегодня собственные предложения по реструктуризации Астана-Финанс? Их суть? 

— С начала реструктуризации у нас было свое видение, при условии прекращения нынешними менеджерами Астаны-Финанс распродажи активов. Но сейчас – поздно. Распродана большая часть лучших активов, приносящих доходы. План реструктуризации утвержден квалифицированным большинством кредиторам. Поэтому наше предложение — завершить реструктуризацию.

Заслуги менеджеров оценят уголовно?

Напомним, Астана-Финанс в феврале 2009-го, с согласия своего госакционера — фонда “Самрук-Казына”, краткосрочно заняла у БТА Банка 13 млрд тенге под залог 17% акций. Но вовремя долг не вернула. И, несмотря на то, что бывшие руководители подписали условия реструктуризации обязательств с комитетом кредиторов, в июне 2010-го их сменили. Председателем совета директоров АО “Астана-Финанс” Самрук-Казына назначила Марата Айтенова, а председателем правления – Ерлана Шакибаева. Новые менеджеры предложили иностранным кредиторам свой план реструктуризации — возврат долгов за счёт активов компании.  Он согласовывался с кредиторами, Самрук-Казыной и комитетом финнадзора Нацбанка больше года, но был принят. Частные акционеры были не готовы вкладывать деньги в реструктуризацию долгов. Предложение тогда ещё председателя Нацбанка Григория Марченко докапитализировать компанию или переизбрать совет директоров, если акционеры сомневаются в успешности реструктуризации,  после неудачной попытки частных акционеров сменить совет директоров и защитить активы от отчуждения, повисло в воздухе. Они остались в составе компании, но от принятия решений были отодвинуты.

Новые управленцы почти довели компанию до реструктуризации, “освободив” от лучших активов. А себя, видимо, подвели под  уголовное дело. Ведь не же финансовая полиция не обратить внимание на продажу квартир Астаны-Финанс в ЖК Ахселькент, как завалявшееся старьё на блошином рынке, по $500 за метр. Эти действия сложно назвать защитой прав акционеров, в том числе, Самрук-Казыны.

Тогда председателю госагентства Казахстана по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашиду Тусупбекову был направлен запрос о том, кто, конкретно, подозревается в незаконных операциях, задержаны ли подозреваемые, сколько квартир было реализовано по этой цене и какой урон нанесён компании, а также о том, какое наказание предусматривает статья, по которой проходят подозреваемые. Но ответа на эти вопросы не последовало.

Куда ты денешься, когда осталась лишь формальность

Частные акционеры всё ещё не передали акции. Руководители Астаны-Финанс работают над решением вопроса,- сообщает пресс-служба.  На этой неделе состоится правление Нацбанка. Компания ждет, что вопрос поддержки Нацбанка в завершении процесса реструктуризации обсудят, невзирая на то, что частные акционеры остаются акционерами Астаны-Финанс.

— На сегодня это уже формальность, все предшествующие процедуры пройдены без передачи акций частными акционерами. Нацбанк определяет позицию государства и оказывает поддержку в утверждении плана реструктуризации, а окончательно утверждает завершение реструктуризации суд. Часть долгов компании — долги иностранным инвесторам учитываются и регулируются Нацбанком, — говорит, отвечая на вопрос ZONA.KZ о причинах упрямства, г-н Исламов.

— Как могут измениться условия реструктуризации, если частные акционеры А-Ф не отдадут акции?

— Акции просит только менеджмент Астаны-Финанс. Позиция Нацбанка — поддержка и гарантия плана реструктуризации со стороны государства возможно только когда компания полностью принадлежит государству. Но закон этого не требует. Кредиторы  тоже. Они вообще не вмешивается в отношения между менеджментом и частными местными акционерами и настаивают только на завершении реструктуризации тем путем, каким это будет быстрее. Поэтому, Нацбанк, скорее всего, направит ходатайство в суд, чтобы не сорвать процесс реструктуризации.

— Останутся ли акции частных акционеров после завершения реструктуризации без их передачи ценными бумагами или станут просто бумажками?

— В соответствии с законом все акции Астана-Финанс, находящиеся в гражданском обороте, сохраняют статус ценной бумаги независимо от того, как завершится реструктуризация.

Давление госорганов на собственника снижают бизнес активность. Защита собственности – обязательное условие роста доли частного капитала в экономике страны. Спор, касающийся акций Астаны-Финанс, мог бы быть рассмотрен независимой стороной — бизнес-омбудсменом. Но пока институт омбудсмена не сформирован. Он  начнёт работу в лучшем случае, в 2015 году, — ждут эксперты.

 

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.