Министерство энергетики в Казахстане надо восстанавливать. Оно должно возглавить и отвечать за разработку долгосрочной стратегии развития отрасли

Подготовлен проект концепции единого энергорынка Казахстана, России и Беларуси. Проект подразумевает реформу внутренних казахстанского и белорусского рынков и создание наднационального рынка. Это объединение будет базироваться на связях времен Советского Союза. Принесет ли оно экономию времени и денег? Какие конкретно выгоды от интеграции энергосистем может получить Казахстан? Эксперты считают, что “плюсы” мы получим, но при условии возрождения Минэнерго

В одну телегу…

В основу концепции общего электроэнергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет положена модель, которая существует в Европе, сообщил член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Даниал Ахметов. ЕЭК впервые рассмотрела проект концепции с участием представителей трех стран в прошлую среду в Алматы.

По словам г-на Ахметова, отличительная черта модели — то, что рынок будет формироваться с учетом национальных особенностей всех трех стран. “Никто не собирается ломать энергетические основы каждого государства. Мы будем внимательно изучать потенциальные возможности и лучшие стороны каждой страны”, — сказал министр ЕЭК.

Модель предполагает деление рынка на три части: одна составляющая — долгосрочные договора, вторая часть — спот-рынок, третья — балансирующая. По данным Ахметова, в Казахстане рынок долгосрочных контрактов доминирует и составляет более 92%. В России же он составляет чуть более 8%, а доминирует рынок “на сутки вперед”. Понятно, что объединить их будет сложно.

Проект концепции выполнен ФГБНИУ “Совет по изучению производительных сил” по заказу ЕЭК. Коллегия комиссии должна рассмотреть согласованный и доработанный вариант в сентябре. До 1 июля 2015 года концепцию нужно утвердить, еще через год — принять программу формирования энергорынка, а до 1 июля 2019 года — подписать международный договор о его создании.

Министерство энергетики отвечать за разработку долгосрочной стратегии развития отрасли

Общий рынок электроэнергии

По проекту концепции, конкурентные и монопольные виды деятельности в энергетике будут разделены и введен рынок мощности. На наднациональном уровне будет работать рынок электроэнергии: потребители смогут заключать долгосрочные договора на закупку электроэнергии с поставщиками из других стран ЕАЭС и получат равный доступ к инфраструктуре по ее передаче. На спотовом рынке будет продаваться электроэнергия в объеме пропускной способности трансграничных ЛЭП с того рынка, где цена в данный момент наименьшая. К 2019 году должны заработать сегмент долгосрочных договоров и балансирующий рынок, спотовый — в тестовом режиме.

Наднациональными органами станут Совет (объединенного энергетического рынка) ОЭР союза и координаторы системных операторов, сетей и регуляторов.

Глобального дефицита мощности в целом в ЕАЭС нет. В Казахстане при производстве 92 млрд кВт ч потребление не превышает 90 млрд кВт ч. В России потребление электроэнергии из-за снижения роста экономики в 2013 году упало на 0,6%, до 1031 млрд кВт ч, производство составило 1045 млрд кВт ч. Только в Беларуси есть небольшой дефицит выработки электроэнергии, но он уменьшается.

Тем не менее, разработчики концепции полагают, что в результате объединения рынков страны ЕЭК получат дополнительный рост ВВП на $7,2 млрд, экспорт электроэнергии за пределы Единого экономического пространства превысит 30 млрд кВт ч (сейчас — 14 млрд кВт ч), трансграничные ЛЭП будут загружены не на 20%, как сегодня, а на 95% с пятикратным ростом перетока — до 27 млрд кВт ч. Уже на начальном этапе, по оценкам авторов проекта, можно получить положительный эффект от поставок из Казахстана в Белоруссию в объеме $250 млн в год и от использования транзита через Казахстан дешевой энергии сибирских ГЭС в европейскую часть России в объеме $150 млн в год.

“Минэнерго надо восстанавливать”

Выгоды, на которые рассчитывают при объединении рынков, основаны на использовании энергоинфраструктуры, заложенной еще в Советском Союзе. Она формировалась как единая, и разделение на отдельные государства обесценило ряд крупных проектов.

“За последние 20 лет мы потеряли единую техническую политику, управление, стандарты. Ранее утвержденные в СССР правила устройств электроустановок мы используем на 90%, трансформатор должен одинаково хорошо ставиться и работать в любой стране ЕАЭС. А Европа, например, идет сейчас уже по пути создания единой энергетической системы”, — говорит генеральный директор ТОО “Институт “Казсельэнергопроект”, заслуженный энергетик Казахской ССР и Казахстана Александр Трофимов.

Общий рынок должен сблизить цены. По некоторым прогнозам, оптовая цена на общем рынке к 2020 году — $0,05 за 1 кВт ч в ценах 2010 года, по другим – ниже.

Что может выгадать Казахстан?

“У нас практически нет заводов электро-технической промышленности. Производство налажено в России. Мы сможем использовать их продукцию.Сможем готовить кадры специалистов. Если Казахстан введет в эксплуатацию все блоки на Экибастузкой ГРЭС-1 и ГРЭС-2, то часть электроэнергии можно будет продавать в Россию и Беларусь”, — считает г-н Трофимов.

Одна из серьезных проблем казахстанской энергетики, которую надо взять в расчет — нынешнее управление отраслью.

“Сегодня энергетикой рулят 10 госпредприятий. Ответственных – не найти. Надо восстанавливать Минэнерго. Иначе стратегию развития отрасли разработать нельзя. В казахстанской энергетике – немало частных компаний: ТЭЦ, ГЭС, распределительных. Их тоже нужно регулировать. Энергетику надо, как в свое время в Великобритании Маргарет Тетчер сделала, вернуть в государственную собственность”, — считает г-н Трофимов.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.