Почему Борис Немцов не Галымжан Жакиянов

Российские кандидаты в преемники, в отличие от казахстанских, имеют возможность оставаться на свободе и в политике

Почему Борис Немцов не Галымжан Жакиянов

В прошлую пятницу депутат ярославской областной думы Борис Немцов начал судиться с местным вице-губернатором. Процесс у них получается довольно шумный. Депутат обвинил чиновника в том, что его жена возглавляет крупнейшую в области фармацевтическую компанию, регулярно и не всегда законно выигрывает тендеры на поставку лекарств в местные больницы и поставляет их туда по завышенным ценам. Замгубернатора счёл эти претензии оскорбительными, подал иск, и сейчас при большом внимании прессы стороны выясняют, кто прав.

Казахстанские читатели постарше помнят, кто такой Борис Немцов. В 1991 году, совсем молодым человеком, он победил на выборах губернатора в Нижнем Новгороде, а потом успешно переизбрался на новый срок. Между прочим, это третий российский город после Москвы и Питера. Нижний при Немцове называли кузницей реформ. А очень перспективного молодого казахстанского политика, семипалатинского акима Жакиянова, называли казахстанским Немцовым.

 В 1997 году Борис Немцов был объявлен преемником Ельцина. Неофициально, конечно. Точней – о нём стали говорить как о наиболее вероятном кандидате в президенты от партии власти на следующих выборах. Многие в то время ещё надеялись, что в России будут проводиться выборы по более или менее американским стандартам. С партийными праймериз, поездками рослых фактурных кандидатов по стране и прямыми теледебатами.

В Казахстане середины 90-х аналогичные надежды тоже не вполне ещё угасли. Романтическое было время! Столь же видному во всех отношениях, как Немцов и не менее амбициозному Жакиянову в Акорде намекали на соответствующие перспективы. При условии, что он поможет мочить своего бывшего шефа и благодетеля Кажегельдина, ставшего к тому времени премьер-министром и простиравшего загребущие руки всё дальше и дальше. Жакиянов помог, но Аккорда обманула. Ну, или просто выяснилось, что амбиции насчёт всяких там праймериз – они нездоровые. Поскольку тут не Америка, а Евразия.

Борис Немцов в это время становится первым российским вице-премьером, обещает пересадить чиновников на отечественные автомобили, встречает в Шереметьево в белых штанах официальную азербайджанскую делегацию во главе с Гейдаром Алиевым (знаменитая история — не успел переодеться) и вообще чувствует себя превосходно.

Но президентом он тоже не стал. В России наступали новые времена, Ельцина после проигранной первой чеченской войны и дефолта уже все ненавидели, Госдума в 1999 году едва не объявила ему импичмент. Ловкие люди из окружения российского гаранта во главе с Березовским принялись подбирать Борису Николаевичу совсем другого преемника. Они решили, что тут нужен небрезгливый серый чиновник, который будет выполнять все указания закулисных кукловодов. Яркий Немцов на такую роль категорически не годился. Правда, и с Путиным кукловоды ошиблись самым жестоким образом, но это другая история.

Для нашего сегодняшнего рассказа важно, что политик с огромными амбициями, грандиозными планами и расцветающими силами (Борису Немцову в то время едва исполнилось 40 лет) остался не у дел.

Он мог бы, конечно, остаться у дел. Принять новую ситуацию, склонить гордую шею и выхлопотать себе хорошую должность. Почти все “ельцинские” таким образом и поступили. Но только не Борис Ефимович Немцов. Не того полёта была эта птица. Немцов на голову выше Путина ростом, ещё недавно был старше его по должности, а в Госдуме (точней, в Верховном Совете РСФСР) заседал в те времена, когда Володя Путин таскал чемоданы за папой Ксюши Собчак.

Однажды, в самом начале нулевых, недавно избранный президент, олигарх Потанин и лидер думской фракции СПС (Союза правых сил, была такая партия) Немцов по старой привычке поехали куда-то в Альпы кататься на лыжах. В тот период они ещё поддерживали отношения. И вот Путин, как пишет Немцов, навернулся на спуске – не опасно для здоровья, но смешно, кувырком пошёл. Два других горнолыжника подъехали к нему, и Немцов по-старому пошутил: осторожней, Владимир Владимирович. Вы представляете, что будет со страной, если она вас потеряет?

Но Путин зыркнул из сугроба совсем по-новому. А Потанин, обращаясь к Президенту Российской Федерации и указывая на Немцова, спросил: Владимир Владимирович, кто этот человек? Я его не знаю.

В общем, мырзалар, как сказал поэт, каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты. В зависимости от этого у человека складывается биография и судьба.

В это время Галымжан Жакиянов, не менее харизматичный и решительный политик, чем Немцов (пожалуй, что и более), не стал терять золотое время в должности павлодарского акима и рискнул сыграть по-крупному. Ну, вы помните про Демократический выбор Казахстана и последующий тюремный срок с тонкой формулировкой “за превышение полномочий”. Потом был переезд за границу и переориентация с большой политики на сырьевой бизнес в Монголии. Кстати, там неподалёку рубит уголёк ещё один яркий человек из Казахстана, бывший медиа-магнат.

Для чего я вам это рассказываю? Для того, чтобы заявить: Россия более демократическая страна, чем Казахстан! Ведь Немцов, посмотрите, не только не сел в тюрьму и не уехал из страны, но продолжает заниматься любимым делом. Правда, уже не в тех масштабах, что раньше. Но главное не где, главное как. В Ярославской областной думе Борис Ефимович, безусловно, самая яркая фигура. Я думаю, Немцов не теряет надежд вернуться в большую политику – по параболе, дав кругаля через Яву-Суматру, как сказал уже другой поэт. Потому что это для хоккеиста 54 года многовато, а для государственного деятеля в самый раз.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.