Противостояние началось весной. С 1 мая Беларусь на полгода ввела лицензирование импорта пива из-за пределов Таможенного союза, чтобы сэкономить валюту и поддержать отечественных производителей. А с 1 июня ограничительная мера распространилась на кондитерские изделия, макароны, цемент, листовое полированное стекло и стеклотару. При этом потенциальных поставщиков обязали согласовывать с белорусскими госорганами минимальные предельные отпускные цены на товар, что сразу же в разы их повысило.
Ударили и по молоку, и по холодильникам
Основные потери от белорусского лицензирования понесла Украина – второй после России торговый партнер Беларуси на территории СНГ. Если украинские пивовары кое-как смогли согласовать цены на свою продукцию, смирившись с искусственным подорожанием пива, то кондитерам найти консенсус не удалось. В середине июня ассоциация "Укркондпром" объявил о полной приостановке экспорта сладостей в Беларусь.
По словам главы ассоциации Александра Балдынюка, госорганы РБ потребовали от украинских производителей повысить цены на 30-500%, и это лишило поставки экономического смысла: так дорого белорусы продукцию не купят. Из-за остановки реализации в белорусском направлении Украина якобы до конца 2014 года потеряет 130 млн. гривен.
В связи с этим Балдынюк обратился в Минэкономразвития Украины с просьбой провести антидискриминационное расследование в отношении Беларуси и ударить ее в ответ по "самому больному" – по молоку. Но ведомство решило нанести контрольные хуки и по другим болевым точкам.
Межведомственная комиссия по международной торговле 16 июля опубликовала два решения о введении специальных пошлин на ряд белорусских товаров как ответ "на дискриминационные и недружественные действия Беларуси".
Ввозные пошлины в размере 55,29% налагаются на поставки из Беларуси кондитерской и молочной продукции, электрических ламп, минеральных удобрений и холодильного оборудования. Импорт белорусского пива, резиновых шин и некоторой другой номенклатуры холодильного оборудования решено облагать пошлиной 60,05%. Срок действия пошлин – до 31 декабря 2016 года.
Столько высокие украинские пошлины, как и белорусские лицензии, фактически означают прекращение торговли перечисленными в документах товарами. Убытки Минска можно оценить исходя из данных статистики за январь – апрель 2014 года. За этот период Беларусь поставила в Украину холодильников на $5 млн., шин – на $4,7 млн., попавших под санкции наименований молочной продукции – на $6,9 млн. Кондитерские изделия и пиво – позиции куда менее серьезные, по каждой из них за четыре месяца не набралось и миллиона долларов.
Любопытно, что главной товарной позиции белорусского экспорта в Украину – нефтепродуктов – в черном списке нет. То есть до крайности Киев решил ситуацию не обострять. Более того, решение Межведомственной комиссии вступило в силу не моментально, а через 10 дней после опубликования, с 26 июля. То есть Минску оставили время подумать.
Санкции восстановили "дружбу"
И Минск подумал. МИД РБ в тот же день, когда объявили о спецпошлинах, выступил с заявлением о том, что "принял к сведению" решение украинских партнеров. При этом во внешнеполитическом ведомстве "не могут согласиться" с мотивацией Киева, так как Беларусь не вводила лицензирование специально в отношении Украины, оно "распространено на неопределенный круг стран", а кроме того, мера принята всего на 6 месяцев.
Тем не менее Минск заявил, что оставшееся до 26 июля время "будет использовано для урегулирования имеющихся у сторон разногласий в режиме непосредственного диалога". Первые консультации с украинскими экспертами прошли уже 18 июля. После этого была неделя вялой риторики, а накануне вступления украинского решения в силу Минск публично "капитулировал".
Комментируя постановление правительства об отмене лицензирования для стран зоны свободной торговли СНГ, пресс-секретарь МИДа РБ Дмитрий Мирончик заверил, что лицензии вводились "в целях недопущения ущерба национальным производителям от товаропотоков, поступающих в нашу страну по "серым" схемам, их легализации и наведения порядка с ценообразованием". Теперь эти меры якобы уже не нужны.
"На протяжении апреля– июля в постоянном режиме осуществлялся мониторинг ситуации с доступом лицензионных товаров, особенно, происходящих из стран СНГ, с которыми у нас подписаны соглашения о свободной торговле, – рассказал СМИ Мирончик. – Его результаты свидетельствуют об исправлении негативных тенденций, которые имели место на внутреннем рынке на момент принятия постановлений. Таким образом, отпала необходимость в лицензировании товаров, поступающих к нам из стран, подписавших Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.".
Понятно, что ни партнеры по Таможенному союзу, ни Армения, Кыргызстан или Молдова (последняя поставляет в РБ в основном фрукты, которые лицензированию и так не подлежали) никакого облегчения от этого белорусского "послабления" не испытали. Экономическое значение оно имеет только для Украины.
Пойдя на уступки, Минск теперь рассчитывает на аналогичный шаг от Киева. "Мы ожидаем, что Украина обеспечит доступ белорусских товаров на свой рынок в режиме, установленном Договором о зоне свободной торговли, оперативно отменив соответствующие решения Межведомственной комиссии, – заявил пресс-секретарь МИДа РБ и слегка пригрозил. – В том же случае, если украинские решения вступят в силу, мы вынуждены будем принимать меры адекватного реагирования. Хотя надеемся, что по негативному сценарию события развиваться не будут, поскольку это не соответствует духу и уровню взаимодействия между нашими братскими странами".
Киев пока хранит молчание, не спеша благодарить Минск и объявлять об отмене спецпошлин. Вполне возможно, отмена произойдет тихо, без пиара восстановления "братских отношений", а может, даже в сопровождении недружественной риторики.
Но наверняка произойдет. Потому что в ожидании российских торговых санкций, связанных с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, идти на разрыв торговых отношений с Минском Киеву совсем не с руки.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.