Митинг Шаханова закончился скандалом

В прошлую субботу в Алматы прошел ежегодный сентябрьский митинг Мухтара Шаханова в защиту государственного языка. Некоторые участники собрания предложили выйти на площадь после мероприятия. Но Шаханову эта идея не понравилась. В ответ недовольные обвинили его в том, что он работает на власть и устроили скандал

В Алматы прошел ежегодный сентябрьский митинг Мухтара Шаханова

Напомним, на этот раз митинг проходил в редакции журнала «Жалын», главным редактором которого является Мухтар Шаханов. В начале своей речи он объяснил почему они вынуждены проводить его в тесном фойе редакции.

Мы просили власти города предоставить нам достойное место для митинга, но нам пришел отказ, оказывается все помещения были заняты для мероприятий в честь Дня города. Мы получили письмо за подписью замакима Аманжоловой, мало того, нас предупредили, что если устроим несанкционированное собрание, нас привлекут к ответственности. Поэтому сегодня мы здесь собрались, моим ребятам пришлось собирать стулья, чтобы сегодня, вы могли тут сидеть, — начал свое выступление главный докладчик мероприятия и перешел к основной части. — В этом году 22 сентября будет 25 лет с того дня, как казахский язык получил статус государственного. Но сегодня мы не можем сказать, что он стал по настоящему таким. В этом году мы в седьмой раз проводим митинг, но мало что изменилось, власть просто не слышит нас.

Но, по словам Шаханова какие-никакие результаты есть.

— Да, мало что меняется, но будем все равно говорить о проблемах языка. Благодаря нам у нас появился государственный телеканал вещающий только на казахском, есть и такой детский канал. Поэтому, несмотря ни на что мы будем проводить такие митинги и выдвигать свои требования.

Кстати о требованиях, организаторы митинга подготовили резолюцию, в которой они выдвигались.

«1. Лишить русский язык статуса межнационального общения, принять новый закон «О языке» на государственном языке, по которому все госорганы и ветви власти должны функционировать на казахском, а нынешние парламент и правительство не желающие работать на государственном распустить.

2. Остановить информационную экспансию со стороны России, для этого на государственном уровне заняться открытием книжных магазинов и библиотек, где будут книги только на казахском языке.

3. Привести в надлежащее исполнение закона «О СМИ», где говорится о вещании на телеканалах на государственном языке в соотношении 50 на 50. Нарушающие эту норму должны быть оштрафованы. Если на радио и ТВ будут звучать произведения, несущие духовные ценность, только тогда можно воспитать молодое поколение в духе национального самосознания.

4. Несмотря на то, что понятие «казахстанская нация» убрали из национальной доктрины, оно везде внедряется и применяется. Предупреждаем, что это может вызвать недовольство в обществе.

5. Все чиновники начиная от президента на официальных мероприятиях как внутри страны, так и за ее пределами должны говорить на государственном языке», — говорится в резолюции, которую Шаханов зачитал завершая основную часть своей речи.

Трудно назвать это требованиями из резолюции, если читать текст в оригинале, то это больше похоже на мнение, не более того, но тем не менее они были обозначены.

После выступления главного докладчика, слово получили бывший лидер Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин, поэт Темирхан Медетбек, писатель Мырзан Кенжебай, политолог Айдос Сарым, режиссер Еркин Ракишев и другие.

Среди присутствующих мы не заметили ни Серикжана Мамбеталина, ни Максата Нурыпбаева. Конечно, они могут сослаться, на то, что один в другой стране, а второй в другом городе. Но, помнится, в прошлом году перед Курылтаем для Нурыпбаева расстояние от Астаны до Алматы не было препятствием, а тот же Мамбеталин летал аж из самого Лондона. Видимо, Шаханов им нужен только тогда, когда нужно создавать партию или в других корыстных целях. Но сейчас не об этом.

В Алматы прошел ежегодный сентябрьский митинг Мухтара Шаханова

Самое интересное началось после выступления желтоксановца Бейсенгазы Садуулы, который предложил после собрания пойти на площадь Республики.

Мухтар-ага, вы сами сказали, в седьмой раз уже проводите митинг, а результатов нет. Если будем так продолжать, то мы лишимся и языка, и независимости. Поэтому я сегодня призываю пойти на площадь, никто никого не заставляет, кто хочет, пусть идет. Мы не собираемся захватывать власть, но сегодня, к 25-летию принятия закона о языке, нужно пойти, — заявил он, при этом прося благословения Шаханова. — Но так как вы проводите этот митинг, мы должны заручиться вашей поддержкой и разрешением, чтобы потом не говорили, вот пришли желтоксановцы и все испортили.

Да, надо идти! — поддержали его люди в зале.

Не ожидавший такого поворота событий, Мухтар Шаханов с минуту недоуменно смотрел по сторонам, затем взял в руки микрофон.

Вас, нас всех посадят, и ничего из этого хорошего не выйдет, говорю вам как человек, которого посадили за то, что вышел на площадь. Вы имеете право предлагать конечно, но надо хорошенько подумать, не стоит торопиться с этим. Мы будем проводить мероприятия и на Желтоксан, и по закону о языке, давайте не будем ничего делать сгоряча, — степенно сказал он, чтобы остудить пыл собравшихся на площадь.

Народ было успокоился, но вдруг из зала снова раздался голос: «Шаханов, ты трус, ты работаешь на власть, поэтому боишься идти на площадь»!

Похоже, это основательно вывело поэта из себя, сдерживаться уже он не мог: «Кто ты такой, чтобы говорить мне такое! Где ты был все эти годы, когда я защищал язык, и Желтоксан! Если бы я получил задание от власти, разве я ходил бы вот так, стоял бы сейчас здесь?! Побойся Бога, я два раза получил инфаркт. Кто это такой? Ты провокатор, подосланный сюда!, — голос Шаханова почти начал срываться.

Соратники попросили его держать себя в руках, а на «провокатора» накинулись сторонники поэта.

Позже выяснилось, что «провокатором» был желтоксановец Сайлау Лепесов, который рвался на площадь одним из первых. Самое любопытное, что собравшиеся пройтись пешком до площади не знали толком, что будут делать, добравшись до нее. На вопрос журналиста: А что вы там будете делать? Последовал ответ: Не знаем, неважно, пойдем, а потом посмотрим.

Поэтому, возможно Шаханов и прав, говоря о том, что нельзя такие вопросы решать наспех, ведь как он сказал, как человек имеющий опыт в этом он знает: всех посадят и все!

Кстати, автор этих строк не припомнит, чтобы общественного деятеля сажали под арест за митинг или другие общественные акции, задерживали, да, но, не сажали.

Но вернемся к митингу, после нарушенного течения собрания уже сложно было вернуться к былому порядку. Отметим, что выступили еще несколько аксакалов из региона и молодых активистов, в том числе Даурен Бабамурат, Жумамурат Шамши и другие. Но по старинной казахской традиции на тое выступить должны же все. Поэтому те, кому не дали слово начали его просить, иные требовать, кто начал кричать с места, более шустрые просто подходили к президиуму и хватались за микрофон…

Начался обыкновенный бардак, все повскакивали с мест, никто никого не слушал. Ситуация начала выходить из-под контроля организаторов митинга.

В этой шумихе главный организатор собрания пытался спасти ситуацию и закрыть собрание как подобает.

«Несмотря ни на что, я призываю вас бороться за наш язык, и пожелать чтобы наша борьба дала плоды. Люди разные бывают, я понимаю, что у каждого из вас наболело. Но нельзя наскоками решать такие проблемы. Не будем падать духом, благодарю вас всех за поддержку», — сказал Мухтар Шаханов, давая понять что пора расходиться.

Но народ уже не слышал поэта, кто-то по-прежнему хотел высказаться, кто-то выяснял отношения между собой, если одни громко обсуждали выходку желтоксановцев, другие осуждали Шаханова, а большая часть уже торопилась к выходу. Вообщем, конец митинга получился несколько скомканным. Про резолюцию собрания и вовсе забыли, она так и осталась лежать на столе непринятой. Впрочем, казахи никогда не обращали внимания на мелочи…

В Алматы прошел ежегодный сентябрьский митинг Мухтара Шаханова

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.