Мейржан Майкенов: Для Казахстана российский рынок привлекателен с точки зрения ценообразования

По статистическим данным, в 2013 году объем экспорта казахстанской продукции на рынок России составил $5,9 млрд. Как обстоит ситуация по экспорту Казахстаном продовольственной продукции в Россию в данный момент, рассказал в интервью агентству КазТАГ заместитель председателя Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST

Алматы. 8 октября. КазТАГ — Данияр Дауталиев. По статистическим данным, в 2013 году объем экспорта казахстанской продукции на рынок России составил $5,9 млрд. Как обстоит ситуация по экспорту Казахстаном продовольственной продукции в Россию в данный момент, рассказал в интервью агентству КазТАГ заместитель председателя Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Мейржан Майкенов.

В 2013 году объем экспорта казахстанской продукции на рынок России составил $5,9 млрд

***

— Известно, что Россия в начале августа ввела запрет на импорт целого ряда продовольственных товаров из США, Евросоюза, Канады, Австралии. По некоторым оценкам, суммарная стоимость запрещенных к ввозу продуктов составляет миллиарды долларов. Между тем ряд казахстанских чиновников утверждает о шансе для казахстанских производителей продукции на экспорт своих товаров в Россию, который они получают в результате последних санкционных войн. Так ли это?

— Безусловно, возможности наращивания экспорта у казахстанских предпринимателей были всегда, и от санкций они не зависели. Большие возможности и выгодные условия для бизнеса появились у казахстанцев со вступлением в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Россия всегда была и остается нашим потенциальным торговым партнером, и мы ориентируемся на этот рынок. Если обратиться к цифрам, то в 2013 году объем экспорта на рынок России составил $5,9 млрд, который за последние 5 лет увеличился в 1,7 раза.

— Насколько оптимистичны заявления наших чиновников о том, что мы можем экспортировать свою продукцию в соседнюю Россию? Статданные говорят о значительном засилье импорта, того же российского, на отечественном рынке.

— Во-первых, история и география объективно предопределили для Казахстана приоритетный характер его торгово-экономических отношений с Россией. Во-вторых, ввиду отсутствия производства отдельных видов товаров на территории Казахстана, часть продукции завозится из других стран. Сегодня в Казахстане идет реализация крупных индустриальных проектов в различных отраслях промышленности, соответственно, импорт оборудования и техники для их воплощения идет с рынков близлежащих стран. Это также является одним из факторов роста импорта товаров из России.

Другими словами, с ростом нашей экономики мы можем наблюдать рост потребности у населения, как в потребительских товарах, так и в промышленных. Поэтому мы наблюдаем такую динамику, но это не есть плохо. 65% ($9,4 млрд) всего импорта из России приходятся на промежуточные товары и средства производства, которые в свою очередь в основном направлены на реализацию проектов по карте индустриализации, и только 35% ($5 млрд) – это товары народного потребления, из которых основную долю, порядка 40%, занимают нефтепродукты и легковые автомобили.

 — Имеются ли у Вас данные по экспорту Казахстаном продовольственной продукции в Россию, и на какую сумму?

— Хотелось бы отметить положительную динамику экспорта продовольственных товаров в Россию почти в 2,5 раза за последние годы. В основном преобладают пшеница, кондитерские изделия, мука пшеничная, макаронные изделия, которые в свою очередь занимают почти 80% всего экспорта в Россию.

Даже за первое полугодие 2014 года экспорт продовольственных товаров составил $1,4 млрд, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%. В Россию направляется 11% от общего объема экспорта продовольственных товаров РК или $154 млн Это молочная продукция ($11 млн за 1 полугодие 2014 г.), шоколадные изделия ($10,6 млн), рис ($3,6 млн), макаронные изделия ($2,6 млн) и т.д.

К тому же, по сравнению с 1 полугодием 2013 года Казахстан нарастил поставки в Россию по шоколадным изделиям на 43%, по рису на 21%, а по кондитерским изделиям на 13%.

Начиная с 2010 года, KAZNEX INVEST ведет переговоры с руководством федеральных торговых сетей России, такими как “Магнит”, METRO CASH AND CARRY RUSSIA. На данных встречах были презентованы отечественные производители продуктов питания (соков, напитков, муки, мясной продукции, кондитерских изделий), которые заинтересованы в выходе на российский рынок. Сейчас мы уже поставляем плодоовощную продукцию, соль, муку и макаронные изделия в данные сети.

— Какими продовольственными товарами на сегодня Казахстан обеспечивает себя в полном объеме, что можно было бы говорить об экспорте нашей продукции? У тех же Узбекистана и Кыргызстана есть возможности для наращивания экспорта фруктов и овощей, о чем они уже официально сообщили. А наши заявления выглядят менее уверенными. Почему сложилось такое положение?

— По статистическим данным KAZNEX INVEST, Казахстан закрывает внутреннюю потребность по мясу КРС на 60%, по свинине на 63%, по мясу домашней птицы на 23%, по молоку на 81%, сырам, творогу и колбасным изделиям по 49%, напиткам – 29% и масложировой продукции – 59%. При этом, несмотря на не полное покрытие в Казахстане эти товары успешно поставляются на внешние рынки, в том числе и в Россию.

Россия является крупным потребителем овощей и фруктов. К примеру, по объемам импорта овощей Россия занимает пятое место в мире. Если брать объемы поставок Кыргызстана и Узбекистана, то по овощам они занимают всего 1,4% импортного рынка России, а по фруктам менее 1%. На наш взгляд, в силу благоприятных климатических условий для выращивания данной продукции у этих стран действительно есть возможность увеличить свое присутствие.

Вместе с тем, стоит отметить, что данная продукция является сырьевой, а Казахстан ставит перед собой задачу в первую очередь наращивания производства и экспорта переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе это касается и продовольственных товаров. В этом направлении министерство сельского хозяйства РК и KAZNEX INVEST проводят большую работу.

— Какую нишу казахстанские производители могут занять в соседней России, по каким позициям? В каких наших товарах они очень нуждаются, в том числе непродовольственных?

— KAZNEX INVEST на регулярной основе анализирует внешние рынки, выявляя возможности для наращивания экспорта отечественной продукции. Рынок России находится в числе приоритетных, в силу, как и географической близости, так и интеграционных процессов.

Проведенный анализ потенциальных возможностей для экспорта казахстанской продукции на рынок России выявил более 50 товарных позиций, которые Казахстан при прочих благоприятных условиях мог бы поставлять в Россию или наращивать объемы уже экспортируемой продукции. Например, из пищевой отрасли – это кондитерские изделия, безалкогольные напитки, масложировая продукция, макаронные изделия, мясо индейки, мясные консервы, рис.

Если взять из металлургию – это прокат из железа, трубная продукция, проволока из цветных металлов, радиаторы и сантехника из черных металлов; из продукции машиностроения – запорная арматура, трансформаторы, подшипники, кабельно-проводниковая продукция, аккумуляторы, насосы; из строительных материалов – штукатурка, краски и лаки, замазки, полиэтиленовые трубы, черепица, шлаковата и пр. Экспортный потенциал выбранных товарных позиций оценивается в более чем $260 млн.

В связи с этим KAZNEX INVEST ведет активную работу по продвижению отечественных производителей на рынок Российской Федерации. С начала 2014 года нашим агентством проведены 4 торговые миссии в приграничных городах России — Омске, Челябинске, Новосибирске и Самаре, в которых приняли участие более 50 казахстанских производителей. Кроме того, обеспечено участие 102 казахстанских производителей в 63 российских профильных выставках. Как результат с нашими отечественными компаниями подписаны экспортные контракты на сумму более $350 млн.

— Полагаю, что потенциал казахстанских производителей отнюдь не исчерпан. Есть ли у отечественного пищевика незагруженные мощности, которые можно было бы использовать для наращивания производства, в том числе, на экспорт? В чем мы можем собственно добавить?

— Действительно, не все предприятия сегодня могут похвастаться стопроцентной загрузкой. По нашим данным, загрузка предприятий по многим позициям составляет менее 70%. К примеру, по консервам из мяса 66%, по сыру и творогу — 41%, по шоколадным изделиям – 61%. Если брать другие отрасли промышленности, то наблюдается аналогичная картина. В машиностроительной отрасли: аккумуляторы – 62%, подшипники – 58%, нефтегазоперерабатывающему оборудованию – 26%. В легкой промышленности – хлопчатобумажные ткани – 51%, обувь – 15%. Металлургия, трубная продукция – 43%, прокат – 80%.

Меры господдержки как раз направлены на обеспечение высокой загрузки отечественных производств и расширению их присутствия на внешних рынках. Напомню, что основным приоритетом ГПФИИР до 2014 года является реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с созданием новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

— Привлекателен ли российский рынок в ценовом вопросе для наших производителей, компаний? Можно ли утверждать, что отечественным предприятиям на данный момент выгодней продавать свою продукцию там, а не у нас.

— С точки зрения ценообразования, российский рынок по определенной продукции действительно является привлекательным. Однако утверждать, что на российском рынке выгоднее продавать, чем на внутреннем не стоит. Вместе с тем экспортоориентированность отдельных предприятий может быть связана также из-за недостаточной емкости внутреннего рынка, в первую очередь это относится к промышленным предприятиям.

— Если казахстанские производители решат отправлять свою продукцию на российский рынок, не потеряет ли наш рынок их, не займут ли их место импортеры? Существует ли почва для подобных опасений?

— В первую очередь хотелось бы отметить, что бизнес в условиях рыночной экономики вправе сам решать вопросы сбытовой политики. Как показывает практика, отечественные компании, экспортирующие свою продукцию на внешние рынки, успешно конкурируют и внутри страны, так как экспорт является одним из показателей конкурентоспособности предприятия в целом.

— Между тем, например, ряд молочных предприятий страны отказались наращивать свой экспорт в Россию. Как Вы считаете, почему они заняли такую позицию? Есть ли смысл, учитывая продолжительность санкции в один год, спешно идти казахстанскому бизнесу на российский рынок?

— Казахстанским предприятиям ввиду специфики бизнес-процессов, скорее всего, комфортно работать на внутреннем рынке и настаивать переориентироваться на поставки за пределы Казахстана, считаем нецелесообразным. К тому же, при экспорте необходимо учитывать спрос иностранных потребителей, включая упаковку, что приводит к дополнительным финансовым затратам.

Существуют многочисленные факторы выхода отечественной продукции на зарубежные рынки. Следует отметить, что по нашим данным в 2013 году экспорт молочной продукции в Россию увеличился с $0,8 млн до $13,7 млн. К тому же, экспорт молочных продуктов за 1 полугодие 2014 года составил $11,3 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в более чем 2,6 раза.

— С другой стороны, хотя реэкспорт товаров из стран, попавших под российские санкции, запрещен, в Белоруссии заявлялось о переработке данной продукции. Можно ли ожидать, что в Казахстане также могут появиться мощности по переработке продукции, к примеру, с Запада, которую затем мы может экспортировать в Россию под казахстанской маркой? Появляются ли примеры этого в настоящее время в нашей стране?

— Для создания перерабатывающих производств в Казахстане предпосылки существуют. Казахстан готов создать все необходимые для инвесторов условия. Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана, я бы отметил — комфортный бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

Работа по улучшению инвестклимата ведется основательно, согласно современным требованиям и мировым тенденциям развития экономических взаимоотношений. Несомненно, создание правовых условий является основной гарантией для инвесторов. Идет непрерывная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства с учетом передовой международной практики. Вместе с тем, эксперты Всемирного банка признали Казахстан страной с наиболее успешными реформами по улучшению условий ведения бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 50-е место среди 183-х стран мира.

— А вообще выгодно ли будет для Казахстана заниматься переработкой зарубежной продукции для ее дальнейшей поставки в Россию?

— Безусловно, отечественные сельхозпроизводители получат больше шансов перерабатывать свою продукцию в Казахстане, что повлечет за собой увеличение посевных площадей, производительности, трудовой занятости населения и т.д.

— Насколько помнится, российскими властями заявлялось о приоритете в экспорте продукции, произведенной в странах Таможенного союза, перед другими. Разве это не прекрасный стимул, “зеленый свет” для наших производителей?

— Оглашение подобного рода приоритета и создание Таможенного союза является хорошим стимулом для отечественных производителей для активного выхода на российский рынок. Более того, в настоящее время казахстанские производители обработанной продукции имеют возможность участия в государственных закупках товаров, проводимых в странах Таможенного Союза.

— Какие в настоящее время существуют государственные механизмы поддержки отечественных предпринимателей, направляющих свою продукцию на экспорт, в том числе в Россию?

— Агентство оказывает сервисную и финансовую поддержку казахстанским экспортерам обработанной продукции. В частности, в рамках сервисной поддержки, KAZNEX INVEST организовывает торговые миссии отечественных производителей в зарубежных странах, рекламно-презентационные мероприятия, участие казахстанских производителей в зарубежных выставках. Вся наша деятельность для отечественных предприятий осуществляется на безвозмездной основе.

Также мы осуществляем 50-процентное возмещение финансовых затрат, понесенных экспортером в рамках продвижения продукции на рынки зарубежных стран, это открытие представительства за рубежом и его содержание, регистрация товарных знаков и сертификация продукции в целях экспорта за рубеж, реклама отечественной продукции и прочее. В рамках своей деятельности KAZNEX INVEST оказал государственную поддержку более 350 отечественным производителям.

— Какова динамика экспорта товаров в Россию с началом введения антизападных санкций? Какова она в разрезе товарных групп (позиций)? Есть ли предварительный прогноз, на какую сумму, объем может увеличиться наш экспорт в Россию в свете ее антизападных санкций? И в какой период это может произойти?

— Еще рано говорить о результатах. По нашим данным, объем импорта пищевых товаров, по которым Россия ввела запретные санкции, включая импорт из Украины, составляет сумму более $21 млрд. Из этих товаров наиболее чувствительными для российского потребителя является – свинина, доля импорта которой составляет 73%, в денежном выражении это порядка $2 млрд. Далее следуют сыры и творог, процент импорта которых составляет — 60, колбасные изделия – 57%, рыба – 54%, мясо домашней птицы – 51,5%, овощи – 33%, фрукты и орехи – 24%, молочная продукция – 17% и мясо КРС – 10%. При этом, ниша, которая освободилась за счет введения санкций, может быть замещена казахстанскими товарами, но это вопрос времени.

— Благодарю за интервью.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.