Превратности выступлений. Слово – не воробей, его ловят другие

Распространенность пресс-конференций дает деловым СМИ работу. Изложение речи министра или главы крупной компании через 3-4 минуты можно увидеть сначала в базовых цитатах информагентств, а позже – в репортажах и аналитических статьях. Вот здесь уже начинается выяснение того, почему и зачем то-то и то-то сказано. Это время необходимо: первое впечатление и экспресс-реакция не всегда более важны, чем то, что произойдет потом

 

Слово – не воробей

Никакой … девальвации не предполагается

Правительство Казахстана намерено пересмотреть прогноз роста ВВП с 6% и коридор инфляции в 6-8% на 2014 год, заявил вчера министр национальной экономики (МНЭ) Ерболат Досаев.

Понятно, что пересмотрят в худшую сторону. ВВП вырастет меньше, а инфляция — больше. МНЭ наконец увидело явные тенденции.

— Цена Brent приблизилась к $91 за баррель. Курс доллара перешел исторический рубеж в 40 рублей. Понятно, что это влияет на экономику Казахстана. Инфляция по нашим расчетам будет 8,5%, что связанно с проведенной корректировкой курса тенге в феврале и проблемами по обеспечению казахстанского рынка нефтепродуктами, считает г-н Досаев.

Правительство следит за тенденциями в мировой экономике. “Негативный сценарий МНЭ основан на $80 за баррель, он — есть. Мы рассчитали и варианты еще большего снижения возможной цены, чтобы понимать, что делать с расходами государства, потому что в соответствии с общей линией, которую утвердил глава государства — социальные расходы мы будем поддерживать на том уровне, которые у нас на сегодня есть, без секвестра. А вопросы, связанные с остальными расходами, мы как правительство должны быть готовы, что эти расходы в 2015-2017 годах не будем проводить, и мы пойдем на такие шаги”, — решительно настроен г-н Досаев.

По роду работы министра вопрос цены нефти при обеспечении нефтегазовой отраслью 70% роста ВВП, может интересовать его напрямую. От цен зависят доходы. Правда, повлиять на них он не может, надо подстраиваться. А вот глава Минфина Бахыт Султанов: чем больше ему удастся сэкономить на госпрограммах, широко заявляемых прочими ведомствами, тем больше “подушка безопасности” для бюджета. Но закроют или хотя бы пересмотрят какую-то их часть: программу индустриально-инновационного развития, Дорожную карту бизнеса-2020 и другие – от министров зависит лишь косвенно.

А в заверении Ерболата Досаева: “Никакой, связанной в очередной раз со слухами о том, что девальвация произойдет завтра или послезавтра, сегодня я такую информацию не имею. И я вам говорю, что девальвация не предполагается”, скорее интересен спуск от абсолютной уверенности в начале фразы до некоего предчувствия – в конце.

Четырехдневная рабочая неделя для PRа

Выступление главы Евразийского банка Майкла Эгглтона в среду не выглядело сенсационно для репортеров, вполне привыкших к открытому изложению им своих взглядов на финансово-банковские процессы в стране. Нас же в речи г-на Эгглтона не меньше заявления о выпуске новой кредитки, заинтересовали ответы на вопросы СМИ.

Ситуация в банковском секторе Казахстана пока не подходит для покупки Евразийским других банков. “Не известны конечные требования (Нацбанка – авт.) в отношении капитала: в 100 млрд тенге собственного капитала банка сколько должно быть капитала первого уровня (собственных средств) и второго (часть резерва на возможные потери по ссудам и прочее). Банки, не достигшие этого лимита, скорее всего, не смогут принимать депозиты”, — полагает г-н Эгглтон. Понятно, что тогда слияние или поглощение таких банков — неплохой вариант. Евразийский готов вести переговоры с менее крупными банками насчет продаж, но это зависит от того, какие суммы будут задействованы. До 2018 года, по мнению главы банка, сказать что-то точно невозможно.

С 6 октября банк RBK, чуть не опередив саму Международную организацию труда (МОТ), внедрил творческий день для работников кредитных отделов, кассиров и перевел их на 32-часовую рабочую неделю. “Что получает работник от нововведения? Больше свободного времени при прежнем уровне заработной платы и премий…” — для себя, семьи, саморазвития, карьеры. Общество получает больше рабочих мест, решает проблемы трудоустройства людей с банковским образованием, — прокомментировал консультант совета директоров банка Жомарт Ертаев.

Комментируя вопрос о том, не намерен ли Евразийский банк сделать нечто подобное, г-н Эгглтон счел, что четырехдневная рабочая неделя нужна, “… чтобы новости были. Мы будем работать 5 дней, 40 часов в неделю. Наши 6000 сотрудников хотели бы работать и зарабатывать больше”.

… Что из этих разных, публично высказанных позиций следует — пока неочевидно, но в любом случае текущая заинтересованность банка RBK в ньюсмейкерстве, в отличие от энтузиазма МНЭ – факт пикантный. Он интересен нам никак не менее чьих-то резких, но вполне справедливых выступлений против регулятора, например. Их “настроенность” через 2-3 дня выглядит уже совсем иначе, чем сразу: в прямой трансляции все выглядит обманчиво.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.