Пан Бомж, пан Путин, пан Обама и другие лица Варшавы

В утренний варшавский автобус вваливается явно нетрезвый, не сильно хорошо пахнущий господин откровенно бомжеватого вида и, обращая взор к пассажирам, начинает политинформацию. И хотя я в польском не силен, но, складывая знакомые слова воедино понимаю, в чем примерно суть…

В утренний варшавский автобус вваливается явно нетрезвый, не сильно хорошо пахнущий господин откровенно бомжеватого вида и, обращая взор к пассажирам, начинает политинформацию. И хотя я в польском не силен, но складывая знакомые слова воедино, понимаю в чем примерно суть.

 — Пока, вот, вы здесь едете себе на работу, там курва Путин Украину пердолит! – взывает он к совести соотечественников. Вдогонку последовало еще несколько фраз с неизменным присутствием для многих знакомым словам “курва”, “дупа”, “Путин” и “пердолит”. Соотечественники молчат.

— Тихо, тихо пан бомж, тут дети едут, — попыталась было урезонить неравнодушного поляка аккуратная старушка. “Пан Бомж” не останавливается. Однако теперь в его адрес обратился внушительного вида парень, объяснив, что если пан Бомж сейчас не заткнется, то выйдет намного раньше не на той, что нужно ему, а уже следующей остановке. Подействовало, и нетрезвый гражданин ушел в хвост салона, полушепотом разъясняя случайным собеседникам расклад сил в украино-российских взаимоотношениях.

Варшава фоторепортаж

На самом деле встреча с политически активным бомжем произошла на третий-четвертый день пребывания в Варшаве. А первыми лицами столицы, оставившими о себе впечатления, стали суровые футбольные “ультрас”. Фаны столичной – единственный кошмар властей в целом спокойной страны, если только любимая команда терпит фиаско. Но этим днем варшавяне разгромили краковчан, вследствие чего грозные фанаты пребывали в добром расположении духа, резвились с пивом на центральной площади в ста метрах от президентского дворца и беззлобно лезли к прохожим, дабы те разделили их радость. Прохожие на всякий случай старались держаться в стороне.

Варшава фоторепортаж

Постамент в центре площади в старом городе уже был украшен шарфами с символикой любимой команды (залезть на нее невозможно и трезвому, но у них это как-то получилось), в свою очередь вся брусчатка тоже была украшена осколками битых бутылок из-под пива. На все это равнодушно откуда-то издалека взирала пара полицейских, но, как уже говорилось, несмотря на пугающий вид, нестройное пение пьяными голосами и систематическое употребление на публике “дупа”, “курва” и “пердолить” (уже без Путина), в целом болельщики были настроены мирно, крушить витрины и кафе не намеревались, а, значит, имели право на культурное времяпровождение как они это себе представляют.

Варшава фоторепортаж

Но во время пребывания в Варшаве было очень заметно, что повышенные децибелы, то бишь ор и рев – еще не причина для паники и поиска полиции. Во-первых, люди так привыкли выражать эмоции, во-вторых, когда надо полиция, как правило, появляется сама, безо всяких вызовов.

Варшава фоторепортаж

Увидь подобное в московском метро или на вечерней алматинской улице и я, и мои провожатые из других республик нашего региона наверняка предпочли бы сделать ноги, без мысли выглядеть со стороны трусами. В полпервого ночи на пустынную станцию метро с противоположного конца спускается толпа человек в пятьдесят – быстро движутся к центру платформы, орут что-то страшное и угрожающее. Если честно, мы напряглись и стали подумывать как лучше отступать… пара других ожидающих из местных не обращает никакого внимания. Теперь мы видим – идут студенты: “ботаны” в очках, хипстеры с рюкзаками, разлохмаченные девчонки с пивом, и им просто весело. Они где-то хорошо провели время, выпили, пьяные, молодые, о чем сейчас сообщают всему миру. Дождавшись поезда, толпа погружается вовнутрь, где и продолжает свое пение, похожее на исполнение боевых маршей то ли викингов, то ли “ультрас”.

Выйдя из метро на поверхность, происходит встреча с “паном Путиным”. В Варшаве дозволено как угодно ругать и своих, и чужих бастыков. Можно и вывешивать оскорбления, но только в специально отведенных местах — таким местом стала информационная стена с политическими плакатами, пара из которых изображала Владимира Владимировича с предупреждающей надписью “Ахтунг Россия!”. Впрочем, в других местах на аналогичных стендах достается и Ангеле Меркель (в том числе и за “германизацию” польских детей), и уж конечно своим – президенту с премьером. Тем не менее, на следующий вечер эти плакаты уже оказались сорваны. То ли местные сторонники господина Пу, то ли российские туристы, коих не так уж мало, постарались.

Варшава фоторепортаж

И все же этот Путин бумажный, в отличие от Обамы, визит которого совпал с нашим пребыванием в Варшаве в рамках программы для журналистов фонда “Польско-Чешско-Словацкой солидарности”.

Варшава фоторепортаж

Приезд заокеанского политика стал действительно темой номер один для всех жителей города, и встречали его так, как больше никого не встречают (на своего президента внимания вообще ноль, как и тот не доставляет варшавянам никаких неудобств). Ради ж Обамы жители столицы готовы были смириться даже с некоторым дискомфортом, связанным с временным перекрытием трасс, обилием полицейских на улицах и кружащими в небе вертолетами. И если бы кто-то из польского руководства вдруг вздумал исключительно ради себя любимого вот так перекрыть дороги, то через пару недель он бы уже не был в руководстве. Там с этим очень просто. Хотя и в случае дорогого гостя всё как-то минималистично: трассы, если и перекрывали, то не больше чем на пятнадцать минут и только локально – именно там, где проезжает кортеж. Полиция граждан не трогает и даже не пытается кого-то напрячь. У входа в президентский дворец (в самом центре города – в туристической зоне) столпилось несколько сотен человек. Оттуда выходит полисмен и начинает добродушное увещевание – не толпитесь, пани и панове, если Обама сюда едет, то и так все увидите, но еще не факт, что его сюда повезут…

Варшава фоторепортаж

Кстати, страж порядка не врал – на всякий случай поляки заготовили несколько “фейковых” маршрутов, где происходила имитация бурной деятельности по подготовке к встрече почетного кортежа. Посему съемочные команды телеканалов разбросали по разным улицам, в надежде, что где-то да сработает.

Варшава фоторепортаж

А президент США все же оказался в районе пощади и даже обратился с коротким спичем в адрес поляков – Америка, мол, Польше друг и всегда будет другом. На этом всем спасибо. Но при подобном ажиотаже главное – не что говорится, а сам факт.

Варшава фоторепортаж

Там же стоят с пикетом пара католических активистов с плакатами, возвещающими, что Обама – это Антихрист, но вовсе не за свои военные злодеяния, а за то, что Демократическая партия США выступает за легализацию абортов. В перепалку с ними никто не вступает.

Помимо непродолжительного общения с народом Польши и более продолжительного с польским президентом Барак Обама приурочил свой визит к празднованию очередной годовщины первых относительно честных парламентских выборов, прошедших при начале развала социалистического строя. Профсоюз “Солидарность” получил 99% мест в сенате и 35% мест в сейме, и смог возглавить правительство во главе с советником Валенсы Тадеушем Мазовецким. А в 1990 уже бывший электрик и политзэк Лех Валенса был избран президентом Польской, пока еще Народной, Республики.

Победа “Солидарности” и затем ее председателя Валенсы нарушило всякую логику, согласно которой профсоюзы стоят проводниками левых идей, но здесь как раз независимый профсоюз стал локомотивом либеральных реформ. Что для польского менталитета вполне логично – будучи индивидуалистами по натуре, поляки не сильно любят чем-то делиться по принуждению (особенно с государством), и с большей охотой готовы пойти на добровольную благотворительность.

Варшава фоторепортаж

Зато приход к власти бывшего профсоюзника-диссидента обусловил дальнейшую традицию вести себя и во главе страны так, чтобы согражданам не было мучительно больно за свой выбор. Так что скромность, который “не наш метод” для большинства всего постсоветского региона, остался составной частью польской политической элиты.

Варшава фоторепортаж

День победы “Солидарности” отмечали не только Обама с паном президентом Комаровским. Если не всю Варшаву, то наш абсолютно недорогой отель наводнили школьные группы, которые в течение двух дней образовывали реальные шумные пробки на выходе из отеля. Весело отмечали и наши соседи по этажу, гостеприимно распахнувшие двери в коридор. Звон бутылок и радостные возгласы “курва!” и “пся крев!” разносились по этажам. Культурное застолье было прервано ревом сирен и призывами по громкоговорителю покинуть помещения – пожарная тревога. Часть посетителей, в том числе и я, дисциплинировано покинула отель. На улице обнаружил и своих соседей, вынесших из своего номера только ящик с пивом. Тревога оказалась ложной, и как мне рассказали, такое случается едва ли не каждую неделю. Сработал дымоуловитель и, судя табачному запаху, стелющемуся по нашему этажу в отеле для некурящих, приложили к этому руку мои соседи без каких-либо последствий для себя.

Варшава фоторепортаж

Убрав в сторону некоторые национальные особенности поляков – любовь к крепкому алкоголю и столь же крепкому словцу, повышенные децибелы при выражении эмоций, в сухом остатке — вполне приличная страна, которая за те же годы независимости, что и Казахстан, добилась несравнимого с нами прогресса.

Варшава фоторепортаж

Варшава – конечно, как и всякая столица, витрина, только за витриной все то же самое – пусть не нарочито богатое, как у более западных соседей, зато свое, достойное и обеспечивающее комфорт всем, а не только столичным жителям. Чистый воздух (в парке в центре города бегают лисы), безопасность, работающий по минутам круглосуточный общественный транспорт (стоимость месячного проездного, включающего и метро, как и у нас), в основном свои продукты по тем же ценам, что и в Казахстане. Разве что доходы населения явно приличней (выйдет что-то похожее, если перераспределить благосостояние наших миллиардеров и миллионеров на остальных). В общем, у них получилось.

Варшава фоторепортаж

Наверняка, получится и большее: тем более что самый главный детский аттракцион страны – центр Коперника – огромная площадка, где сотни, если не тысячи, научных опытов и достижений превращены в развлечение. В любой день, чтобы попасть туда, нужно отстоять шумную детскую очередь, и внутри, где теряется возраст, возникает вопрос: а чего ж я-то не пошел в науку?

И раз уж начал с бомжей, ну или просто с несколько подзапущенных граждан… Встречались еще, и не раз. Просили денег или играли на гитарах. Определив иностранца, обращаются на английском, потом переходят на немецкий. Выяснив, что родной язык – русский – легко переходят на него, причем разговор могут вести не только на тему “деньговопроса”. Подозреваю, что в запасе может оказаться еще пара языков. Честно признаются, что вовсе не голодают, а деньги нужны на пиво (цена озвучивается). Честность вознаграждалась.

Варшава фоторепортаж

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.