Белорусские креветки против эмбарго. Россия ввела запрет на поставки немаркированной продукции из Беларуси

Белорусско-российский торговый конфликт в условиях действия продовольственного эмбарго РФ на импорт из стран ЕС и других "вражеских" стран усугубляется, несмотря на регулярные встречи сторон и декларируемое намерение договориться. Москва по-прежнему обвиняет Минск в поставках запрещенных и небезопасных товаров, при этом понятия происхождения и безопасности прочно увязываются в одно

"Для предотвращения дестабилизации фитосанитарной обстановки на территории России", Россельхознадзор с 20 октября запретил к ввозу с территории Беларуси "товарных партий обезличенной и непромаркированной" подкарантинной растительной продукции. Таких случаев за два последних месяца на белорусско-российской границе было выявлено 82. Попыток провезти запрещенную продукцию из ЕС российские инспекторы насчитали 130.

"Россельхознадзором систематически выявляются случаи реализации запрещенной к поставкам продукции, произведенной в странах Евросоюза, на плодоовощных рынках Московской области, – говорится в пресс-релизе ведомства. – Нередко такая продукция оказывается зараженной карантинными вредными организмами. Как правило, товаросопроводительные документы на такую продукцию отсутствуют, однако маркировка продукции свидетельствует о ее реэкспорте через Беларусь".

В связи с этим Россельхознадзор выражает серьезную озабоченность и "оставляет за собой право введения дополнительных защитных мер при ввозе растительной продукции на территорию России".

Россия ввела запрет на поставки немаркированной продукции из Беларуси

Не доезжая до Казахстана

Направляя уведомление о запрете на немаркированные овощи-фрукты в Главную государственную инспекцию по семеноводству, карантину и защите растений Минсельхозпрода РБ, российское ведомство напомнило, что ввоз продукции высокого фитосанитарного риска, следующей транзитом из Беларуси в Казахстан, "производится исключительно через пункты пропуска Красный камень, Красная горка и Лобок с указанием конкретного пункта в графе "дополнительная декларация" сопровождающих продукцию фитосанитарных сертификатов".

Упоминание Казахстана тут не случайно. По мнению Россельхознадзора, у запрещенных западных продуктов два основных пути проникновения в РФ, оба они через Беларусь, но второй номинально затрагивает и Казахстан. В первом случае продукция проходит в Беларуси таможенную очистку, выпускается в свободное обращение и поступает в Россию. Во втором груз отправляется под видом транзитного в Казахстан, но до места назначения не доезжает и оседает на российских прилавках.

Претензии к Астане в этом случае, конечно, предъявляться не могут, но, по данным Россельхознадзора, в условиях санкций Казахстан выступает не только в роли "лжеполучателя", но также и отправителя подпадающих под эмбарго товаров. Так, российские инспекторы в Омской области и в Алтайском крае в августе – октябре неоднократно фиксировали попытки провезти из Казахстана партии американских окорочков. В одних случаях мясо птицы отправляли в РК, в других – утилизировали.

Но в сравнении с Беларусью инцидентов на казахстанско-российском направлении все же не так много, видимо, поэтому в адрес Астаны грозных предупреждений не звучит.

От этикеток до чумы

Минск – другое дело. Набор претензий Россельхознадзора к белорусскому бизнесу очень богат: это не только отсутствие маркировки, но и переклеивание этикеток на ящиках с целью нелегального реэкспорта запрещенных фруктов и овощей, использование европейского сырья для производства продуктов питания, повторное использование фитосанитарных сертификатов, поставки зараженного картофеля и помидоров, присутствие генома африканской чумы свиней (АЧМ) в колбасе белорусских мясокомбинатов, антибиотиков – в молоке и т.д.

Часть этих обвинений очень серьезные и, вероятно, имеющие под собой основание, как, например, АЧС в колбасе, часть – "реакция ревности" на закономерные и вполне законные попытки Беларуси заработать на искусственно созданном в России дефиците.

Феномен белорусских креветок и бананов компетентные органы давным-давно объяснили: экзотические продукты растамаживаются в Беларуси и дальше абсолютно легально реэкспортируются в другие страны ТС. Если же страна происхождения товара подпадает под российское эмбарго, как в случае с норвежской семгой, то товар перед поставкой в РФ должен быть подвергнут переработке.

Посолить норвежскую рыбу или замариновать испанские оливки где-нибудь под Брестом для легализации будет вполне достаточно. То же самое касается и разлива по тетрапакам польского молока, не говоря уже о выработке из него белорусских йогуртов и сыров.

"Не надо пылить"

Чтобы убедить в этом российское общественное мнение, Минск в октябре провел два пресс-тура для российских СМИ. Второй увенчался 5,5-часовой пресс-конференцией Александра Лукашенко, на которой тот среди прочего высказался по наболевшему вопросу в том смысле, что вы, россияне, со своим эмбарго уже надоели.

"Неожиданно это сделали, так не делается, – ответил Лукашенко упреком на упрек. – Надо нас было предупредить, мы бы хоть на границе подготовились. Бабахнули этот указ, а там на границе стоят сотни фур с продукцией, которую ваши уже оплатили".

 По мнению белорусского президента, России было бы выгодно "использовать Беларусь, чтобы сохранить лицо с этим эмбарго", а "бездумная пропаганда и давление на Беларусь – только в интересах тех лоббистов, жуликов, которые производят аналогичную продукцию в России".

Не согласен Лукашенко и с упреками Москвы в использовании европейского сырья. "Это опять лоббисты, либо от таможни, либо от плодоовощной продукции, либо от молочной, либо от мясной, чтобы держать у вас цены, – заявил он. – Мы, в конце концов, можем сделать просто: мы можем вам отдать все белорусское, а сами переработать европейское сырье и съесть в Беларуси. На западе сырье не хуже. Это я к чему говорю? Пылить не надо, в этой острой ситуации надо действовать осторожно, в выгодном ключе для нас и вас".

Но увещевания Лукашенко не помогли. Атмосфера вокруг вопроса продовольственных поставок из Беларуси в Россию остается именно что "пыльной". Постоянно проводятся какие-то комиссии, заседания рабочих групп, на которых стороны вырабатывают решения для придания поставкам прозрачности, однако количество претензий Россельхознадзора к Минску не уменьшается.

Доходит до экстраординарных идей. Недавно на переговорах фитосанитарных и ветеринарных служб двух стран прозвучало предложение ужесточить ответственность за незаконный реэкспорт запрещенных к ввозу в Россию товаров, а именно – конфисковывать транспортные средства перевозчиков.

Дальше заявления дело пока не пошло. Но сама идея дала пищу для интернет-стеба: "за право отнять чужой автомобиль поборются таможенники двух стран". В случае, если незаконная поставка осуществляется по железной дороге, острословы предлагают конфисковывать поезд.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.