Заложники российского эмбарго. Санкционная война России против западных продуктов засасывает не только Беларусь, но и Казахстан

Продовольственный "роман" России с Европой, начавшийся в августе как ответ на санкции ЕС против РФ (которые, напомним, были реакцией на крушение малайзийского "боинга" над Донбассом) и не думает заканчиваться. Напротив, он обрастает новыми сюжетными линиями и грозит перерасти в эпопею

Главная борьба предсказуемо разворачивается на белорусском "фронте". Попытки Беларуси нарастить экспорт сельхозпродукции в Россию как за счет собственных ресурсов, так и за счет переработки импортного сырья, хоть и были вполне законными, вызвали негативную реакцию Москвы.

Заложники российского эмбарго

"Не поддержали наши антисанкции…"

Эта реакция протекает по двум направлениям: обвинение в том, что Минск попустительствует контрабанде запрещенного продовольствия из ЕС, и в том, что из-за использования импортного сырья некогда качественные белорусские продукты стали опасны для здоровья.

В пиар-кампании против Минска уже задействовано российское ТВ. Канал "Россия" за последнюю декаду выпустил не один сюжет под условным названием "плохая продукция из Беларуси" (их можно посмотреть на сайте Россельхознадзора).

"Беларусь как партнер нашей страны по Таможенному союзу нашу страну в этом вопросе (в вопросе ведения антисанкций – Прим. авт.) не поддержала и, заполняя нишу, появившуюся на российских прилавках, увеличила закупку сырья все в том же дальнем зарубежье. И вот к чему это привело…" – с такой подводки начинает канал сюжет о некачественных белорусском молоке и колбасе.

За сюжетами последовали конкретные меры. С 24 ноября Россельхознадзор запретил поставки с 9 крупных белорусских мясо- и молокоперерабатывающих предприятий: ООО "Инко-Фуд", ЗАО "Серволюкс", агрокомбината им. Дзержинского, Смолевичской бройлерной фабрики, "Бабушкиной крынки", "Беловежского деликатеса", Березовского, Брестского и Гомельского мясокомбинатов. А с 26 ноября запрет распространился еще на 8 комбинатов и птицефабрик: агрокомбинат "Скидельский", Витебскую бройлерную птицефабрику, птицефабрики "Рассвет" и "Серволюкс Агро", Рогаческий молочно-консервный комбинат, Витебский, Жлобинский и Калинковичский мясокомбинаты. Основание – микробное загрязнение продуктов и превышение в них содержания антибиотиков.

Для Беларуси, экспорт продовольствия которой в Россию составляет примерно $6 млрд. в год, это серьезный удар. Тем более что несколькими неделями ранее РФ запретила поставки мясопродуктов с ряда других предприятий и сырой свинины со всей Беларуси – из-за африканской чумы свиней.

Казахстану предложат воздух?

И все же это только цветочки. Контрабанда продовольствия, которая стала естественным побочным эффектом от введения антисанкций, сподвигла Россию инициировать прекращение транзита санкционных товаров через свою территорию. Сначала Россельхознадзор объявил, что с 30 ноября транзит подконтрольной ветеринарной службе продукции через территорию России в Казахстан и третьи страны разрешается только через пункты пропуска на российском участке границы Таможенного союза. А потом ведомство обратилось в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора РБ с просьбой и вовсе отменить все разрешения на транзит товаров через Беларусь, маршрут следования которых проходит через территорию России, и прекратить их оформление и выдачу, в том числе разрешений на транзит в Казахстан и третьи страны. Просьба направлена "в связи с выявлением грубых нарушений при транзите через Беларусь поднадзорных ветеринарной службе продукции".

Самым громким из череды дел о контрабанде стал обнаруженный в октябре канал сбыта якобы бразильской свинины, которая по поддельным документам следовала из Литвы в Казахстан, но в итоге оказывалась в России. Всего, по данным Россельхознадзора, через этот канал прошло 7,5 тыс. тонн свинины, предположительно – немецкой и польской. Кроме того, российское ведомство подозрительно относится к резко выросшим поставкам в Казахстан польских яблок и другого продовольствия из ЕС. Треть грузов, проходящих транзитом через КПП в Смоленской области, по данным Россельхознадзора, это транзит в Казахстан.

Официального ответа на просьбу прекратить транзит пока не последовало, но и без него понятно, что партнеры России по Таможенному союзу не в восторге от такого предложения. Беларусь – потому что автомобильные грузоперевозки и транзит – это важная статья национальной экономики. Казахстан – потому что… а как еще ему импортировать продовольствие из Европы, если не через Россию? По воздуху?

Беларусь и так пошла на значительные уступки России, согласившись на предварительное уведомление по электронной почте о каждой партии поднадзорной продукции, отправляемой транзитом через РФ. Эта мера будет действовать до тех пор, пока не будет создана система контроля за поднадзорными грузами на всем протяжении транзитного коридора. Аналогичное предложение в середине ноября Россельхознадзор выдвигал и в адрес Казахстана (контрабандные поставки санкционных товаров фиксируются и в направлении Казахстан-Россия), но было ли добровольное согласие на то Астаны, непонятно.

Водка как средство торга

Позиция Астаны в этой ситуации с российским эмбарго вообще не очевидна. С одной стороны там ясно дали понять, что не собираются присоединяться к антисанкциям РФ. С другой – всеми силами декларируют солидарность с Россельхознадзором в борьбе за прозрачный транзит. С третьей – не очень-то торопятся следовать российским указаниям по части тех или иных запретов. Например, сообщение главы Россельхознадзора Сергея Данкверта о том, что Россия, Казахстан и Беларусь единодушно приняли решение об ограничении с 18 ноября на ввоз необработанного свиного сырья из Черногории (из-за подозрения на реэкспорт через Черногорию сырья из ЕС), Астана не подтвердила и не опровергла. Официальных сообщений об этом на сайтах казахстанских ведомств нет вовсе. И чего, похоже, следует, что в отличие от Минска, Астана запрет так и не ввела.

В то же время прогремела новость о запрете на ввоз в Казахстан ряда российских марок водки и пива – как ясный сигнал о некоем торге между странами. И – чуть позже – не менее красноречивый сигнал об отмене этого эмбарго. Как будто в считанные дни качество забракованного алкоголя могло существенно улучшиться.

В общем налицо все признаки того, что Казахстан вслед за Беларусью втягивают в ненужную ему борьбу за новые правила торговли на продовольственном рынке. И впереди – битва за право транзита через территорию России.

Как сообщили в Минсельхозпроде РБ, просьба Россельхознадзора о прекращении транзита санкционной продукции находится в компетенции не одного Минска, а всего Таможенного союза, и поэтому "будет рассматриваться на полях ЕЭК".

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.