МСХ: доходы фермера с одного гектара пашни в этом году выше, чем раньше. Отрасль и предприниматели в недоумении

Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков считает, что фермерам в этом году не о чем беспокоиться, следует из его выступления в парламенте: “… Недополученные доходы компенсируются более высокими ценами на продукцию. Цена даже на 5 класс пшеницы в этом году составляет 30 тысяч тенге, что выше цены прошлого года на кондиционную пшеницу. В итоге доходы фермера с одного гектара пашни выше, чем в предыдущие годы”. Фермеры позитива не приняли, ведь с уборкой в этом году – чрезвычайная ситуация и нужны адекватные меры

Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков

Высокие доходы, ЧС или банкротство?

Министр Мамытбеков обосновал свои выводы цифрами: “По оперативным данным акиматов на сегодня (17 ноября) зерновые культуры в целом по стране убраны с площади 14,5 млн га или 96,5% от уборочной площади, намолочено около 18,3 млн. тонн зерна. Объем валового сбора зерна после доработки прогнозируется на уровне 17,6 млн тонн, что позволяет довести экспортный потенциал до 7 млн тонн”.

Но фермеры возмутились. Глава Союза фермеров Казахстана (СФК) Ауезхан Даринов позже подтвердил, что цифры чиновников по уборке “не бьются” с реальным положением дел на полях.

Я не знаю, почему так. Но мы проводили опрос среди фермеров — тех, кто работает в поле. Цифры крестьян никак не вписываются в отчеты чиновников. Что за такая надобность приукрашивать действительность?!”, — недоумевал тогда Даринов.

СФК обращался в минсельхоз, чтобы на уровне правительства в Костанайской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областях объявить ЧС, но безрезультатно. Минсельхоз не то, чтобы глух к призывам крестьян.

Когда мы попросили поднять закупочную цену на зерно – её подняли. То есть в чем-то нам идут навстречу. Но по объявлению ЧС почему-то нет поддержки со стороны государства”, — говорит Даринов.

Выступавший в прошедшую пятницу на совещании в комитете АПК национальной палаты предпринимателей (НПП) председатель президиума НПП Тимур Кулибаев заявил, что зерновая отрасль Казахстана находится в предбанкротном состоянии, что важно не допустить повторения нынешней ситуации с урожаем в будущем году. Поэтому Нацпалата со следующего года сконцентрируется на решении проблем системного характера в сфере АПК (агропромышленного комплекса) совместно со всеми ведомственными органами.

По словам главы комитета АПК НПП Ивана Сауэра, самой серьезной проблемой этого года является неурожай зерновых и нехватка семян в северных регионах из-за непогоды. Это аукнется весной во время посевной.

Начальству виднее?

Цены на зерно скачут. Это – известно. И стабильности в обозримой перспективе эксперты не обещают. Растет потребление, связанное с ростом населения. Аналитики американского Института земли считают, что для удовлетворения спроса на зерно его производство в мире к 2025 году должно вырасти с 2 млрд в 2010-м до более 3 млрд тонн. Если рост производства не будет соответствовать спросу, вырастут цены. Сейчас одна из главных тенденций, влияющих на экономику аграрного сектора — изменчивость мировых цен. Так, с середины 1980-х и до 2007 года цены на зерновые были относительно стабильными. Но в 2007-м цены на зерно взлетели в три раза, в 2009-м — упали вдвое, до уровня 2008-го, в 2011-м снова выросли вдвое.

Ссылаясь на цены, министр Мамытбеков, видимо, забыл о прошедшей девальвации. Он сравнил нынешние цены с прошлогодними и сказал, что в этом – цены выше.

Насколько? — Судите сами.

В прошлом году закупочная цена государства на пшеницу примерно 3 класса была 28 000 тенге (более $180) за тонну — для плательщиков НДС и 25 000 тенге за тонну — для неплательщиков. В этом — “цена даже на 5 класс пшеницы составляет 30 тысяч тенге ($165)”.

Да и в повышенной цене может не быть никакой заслуги МСХ. Не держит же министр нас за идиотов? С другой стороны, не верится, что сельхозминистр сказал что-то уж совсем безосновательное.

Выступление Мамытбекова в парламенте вызывает, по меньшей мере, недоумение. Особенно после вчерашнего сообщения руководителя отдела земледелия и прогрессивных технологий управления сельского хозяйства области Салимжана Исеноманова о завершении уборки в Костанайской области. — Урожайность и сбор зерновых снизились. Неубранным — на полях, под снегом, осталось зерно на 36000 гектаров. Это – не ЧС? Пустяк, дело-то — житейское?

Конфликт Минсельхоза и фермеров может быть связан с тем, что МСХ посчитала, что ему – видней, что происходит. Министерство конфликт не комментирует, хотя, казалось бы должно в ближайшее время обратиться к главе правительства или его первому заместителю Бакытжану Сагинтаеву, с просьбой оценить достоверность и этичность высказываний господ Даринова и Кулибаева.

Вот и на запрос ZONA.KZ о комментарии по заявлениям главы Союза фермеров Казахстана Даринова и председателя президиума НПП Кулибаева, ответ не получен.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.