Темирхан Дженалаев: Сейчас родителями становятся ровесники независимости нашей страны

Мы должны создать конкурентную среду, чтобы люди стремились работать в здравоохранении и знали, что конкуренция высока, а единственный верный путь – это профессионализм, считает главный врач государственного коммунального казенного предприятия “Родильный дом №2” Алматы Темирхан Дженалаев

Алматы. 27 ноября. КазТАГ – Динара Жаркеева. Мы должны создать конкурентную среду, чтобы люди стремились работать в здравоохранении и знали, что конкуренция высока, а единственный верный путь – это профессионализм, считает главный врач государственного коммунального казенного предприятия “Родильный дом №2” Алматы Темирхан Дженалаев.

рождаемость в казахстане

***

— Темирхан Батырханович, какие факторы влияют на рост или спад рождаемости? Можете ли Вы подтвердить, что сейчас наблюдается рост рождаемости в стране?

— В Казахстане большое внимание уделяется проблемам здравоохранения, один из основных приоритетов – это охрана материнства и детства. Для того чтобы стимулировать рождаемость в стране, нужно создать определенные условия. От того, как защищены наши семьи, насколько позволяет наше благосостояние растить детей, зависит будущее нашего государства. В нашей стране на протяжении 23 лет независимости постоянно ведется работа по улучшению качества оказания медицинских услуг.

Одним из показателей стабильности в стране является рост рождаемости, который непрерывно наблюдается уже 5-6 лет. В нашем родовспомогательном учреждении в сутки принимаются 20-25 родов, а также проводятся 3-4, иногда до 10 операций. В таком небольшом учреждении как наш родильный дом в 2012 году было 5338 родов, в 2013 году – 5789, то есть наблюдается рост примерно на 10%. В текущем году, по итогам 10 месяцев, мы уже дали на 475 родов больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

Охрана материнства и детства – это приоритет №1 в стране, в связи с этим на службу родовспоможения сейчас возложена очень большая ответственность. Считаю, что стабильная политическая и экономическая ситуация в стране будет стимулировать рост рождаемости. Пока у нас все благополучно и, думаю, в дальнейшем будет еще больший рост рождаемости. Сейчас подрастает поколение ровесников независимости, уже они становятся родителями. Думаю, что будущее у нас очень хорошее, у нас всегда будет работа.

— Какие средства выделяются государством на обеспечение родильного дома? Существует ли нехватка денежных средств на содержание персонала, обеспечение материально-технической базы?

— Так как охрана материнства и детства – это главный приоритет в стране, регулярно улучшается материально-техническая база нашего учреждения. Кроме этого, финансирование нашего родильного дома ежегодно увеличивается на 10-15%. Сейчас наш родильный дом приобрел новый статус, теперь мы государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Это дает нам возможность зарабатывать деньги самим, путем оказания платных услуг.

— Платных палат у вас много?

— Мы открыли 5 платных коек, санитарно-гигиенические требования не дают нам расширять коечный фонд, потому что идет перераспределение за счет бюджетных коек, где-то мы их сокращаем. Политика нашего родовспомогательного учреждения, прежде всего, направлена на предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, которая должна быть доступной и качественной.

Но нужно зарабатывать деньги самим, развиваться и улучшать материально-техническую базу, поднимать заработную плату сотрудникам, чтобы стимулировать медицинский персонал к качественному труду. Мы должны создать конкурентную среду, чтобы люди стремились работать в здравоохранении и знали, что конкуренция высока, а верный путь – это профессионализм. Сейчас 20-30% наших сотрудников ежегодно повышают свою квалификацию, тем самым качество услуг становится лучше. Несмотря на то, что ежегодно увеличивается нагрузка в родильном доме.

— Какие на данный момент показатели смертности новорожденных и рожениц? По каким причинам чаще всего бывают летальные исходы для младенцев и матерей?

— Материнская смертность и смертность перинатальная, в которую входят дети, которые рождены мертвыми или умерли в первые 7 дней жизни, являются показателями родовспомогательного учреждения. Перинатальная смертность по сравнению с 2012 годом в 2013-м сократилась почти вдвое (на 42%). При этом рождаемость ежегодно увеличивается на 10%, значит, на 10% увеличиваются риски потерь младенцев.

Если говорить об умерших детях, то неонатальная или младенческая смертность (до 28 дней жизни – КазТАГ) у нас была снижена на 50%. За 1 год это хороший результат, на сегодняшний день мы эти показатели удерживаем. Мало того, тем же коллективом, при росте рождаемости в этом году практически на 15%, мы продолжаем снижать младенческую смертность.

В среднем в родильном доме за год проходят 10-15 женщин, риск смертельного исхода которых по шкале оценки анестезиологических рисков превышает 80%, то есть это матери, которые потенциально могли умереть. Однако на протяжении 8 лет в нашем родильном доме материнская смертность равна нулю, то есть, несмотря на большие риски, женщин удается спасти.

Причины смертей могут быть разными. Есть причины предотвратимые и непредотвратимые, их нужно детализировать. Ни для кого не секрет, что здоровое потомство может родиться только у здоровых матерей. Если мама изначально больна, то вероятность рождения у нее стопроцентно здорового ребенка уменьшается. Причем не только рождение, но и процесс вынашивания в больном организме сопровождается определенными рисками как для ребенка, так и для матери.

Причиной смерти живорожденных детей могут быть преждевременные роды, пороки развития, инфекции. К сожалению, нам не всегда удается вовремя экстренно разрешить кесаревым сечением или другими методами в тех случаях, когда ребенок внутриутробно страдает. Потому что выявить такое состояние очень трудно. Мы не боги, у нас есть инструменты, есть механизмы, но есть еще человеческий фактор и профессионализм, этому мы сейчас уделяем большое внимание.

При этом важно отметить, что здоровье, смертность, инвалидность новорожденного или матери только на 5% зависит от оказываемой медицинской помощи. Остальное же зависит от самого человека, который должен вести здоровый образ жизни, своевременно выявлять заболевания. Это касается не только матери, но и отца.

— Как известно, в Алматы были случаи краж новорожденных из роддомов. Какие меры предпринимаются для обеспечения безопасности роженицам и малышам?

— Это единичные случаи и это ЧП! Естественно, система безопасности новорожденных и мам очень четко отлажена. В нашем родильном доме работает круглосуточная охрана, а также есть специальная инструкция по соблюдению безопасности, чтобы исключить кражи новорожденных. Кроме этого, постоянный контроль безопасности ведут сотрудники правоохранительных органов и управление здравоохранения, то есть вопросы безопасности для нас в приоритете. Кража новорожденных – это ЧП.

— Сейчас все популярнее становятся партнерские роды. Какие в них плюсы и минусы? Сколько человек могут присутствовать при родах, платная ли эта процедура? Проводится ли подготовка партнеров?

— Партнерские роды являются частью большой программы безопасного материнства и эффективных перинатальных технологий, которые внедряются в нашей стране министерством здравоохранения. Уже доказано, что партнерские роды оказывают положительное влияние, потому что эмоционально женщина чувствует себя спокойно. Почти 100% родов в нашем родильном доме проходят в присутствии партнера. Мы настаиваем на его присутствии. Естественно, партнерские роды проводятся бесплатно.

Присутствовать может один партнер, бывает, что хотят присутствовать несколько человек, но существуют санитарно-гигиенические нормы, которые не позволяют участвовать нескольким партнерам. В плане конфиденциальности не думаю, что женщина захочет иметь вокруг себя толпу людей, которые будут смотреть на процесс родов – это не шоу. У нас проводится подготовка партнеров, особых требований для них нет, главное – чтобы человек не представлял опасности здоровью женщины и новорожденного ребенка.

— Насколько часто рождаются недоношенные дети и при каком сроке беременности и весе малыша он может выжить?

— Сейчас мы работаем по критериям Всемирной организации здравоохранения, поэтому дети с массой от 500 граммов уже считаются ребенком. Если говорить о гестационном сроке – о сроке беременности – это с 22 недель из 40. У нас родовспомогательный стационар 2-го уровня, то есть к нам поступают женщины в сроке гестации 34 недели и более. Дети весом от 500 граммов до 1,5 килограммов рождаются в специализированных учреждениях 3-го уровня, именно туда поступают женщины в сроке гестации 22-34 недели.

В среднем количество преждевременных родов в нашем стационаре снижается год от года, но важно отметить, что в результате преждевременных родов почти 70-80% недоношенных детей имеют хронические заболевания, то есть недоношенные дети – это отдельная проблема. Тем не менее, где существует угроза наступления преждевременных родов, мы сохраняем беременность, но эффективность сохраняющей терапии не всегда бывает 100%-ной. Преждевременные роды не должны наступать, но если они происходят, значит, существует причина, и чаще всего она кроется в состоянии организма матери.

— Почему беременным необходимо вставать на учет как можно раньше и регулярно наблюдаться у врача? Что больше всего влияет на безопасность и легкость родов? Проводится ли какое-то обучение первородящих женщин, а также отцов?

— На учет в женскую консультацию женщина должна встать до 12 недель, чтобы обследовать свой организм, сдать все необходимые анализы, пройти ультразвуковой скрининг, чтобы выявить возможные пороки у плода, так как могут быть пороки, не совместимые с жизнью, или ребенок может стать инвалидом.

В таких случаях нужно задаться вопросом – нужно ли вынашивать беременность? Именно поэтому чем раньше женщина встает на учет в женскую консультацию, тем лучше диагностируется состояние беременной. Кроме этого, конечно, необходимо динамическое наблюдение за развитием беременности: нужно ли нам вмешиваться в процесс, проводить какое-то лечение, что-то корректировать или все идет нормально.

Успех родов зависит от фона, на котором возникла беременность, ее течения и здоровья женского организма. В идеале, чтобы обезопасить себя, нужно вылечить заболевания до беременности. Но если болезни возникают во время беременности, мы стараемся пролечить их, чтобы женщина благополучно родила, осталась живой и здоровой. Кроме этого, программа консультации направлена и на подготовку будущих родителей, в том числе на психопрофилактическую.

— Бытует мнение, что рожать как в раннем, так и в зрелом возрасте опасно. Правда ли это?

— У нас есть диагноз “первородящая старшего возраста” – это женщина, рожающая в первый раз в 30 лет и больше – это диагноз медицинский, ни в коем случае он не говорит о биологическом возрасте женщины. Есть случаи, когда женщины рожают в 40, 50 лет – это право любой женщины. Другое дело, что риск возникновения осложнений, как со здоровьем матери, так и ребенка, возрастает в десятки, иногда и в сотни раз, об этом нужно помнить. Каждая беременность должна быть запланированной, тогда, я думаю, и риски будут сведены к минимуму.

По поводу родов девушек раннего возраста: конечно, это опасно, если организм не сформировался. В 16-17 лет, когда девочки беременеют и собираются рожать – это “юные первородящие”, это тоже акушерский диагноз, а не биологический возраст. Но раз это выносится в диагноз, то, соответственно, чревато последствиями. Девушка, достигшая совершеннолетия, запланировав беременность, должна позаботиться о своем здоровье, прежде всего, обратиться к специалисту. Но кто так делает? Обычно мы имеем дело уже с фактом – “я беременна!”.

— Существуют ли службы поддержки пациентов? Какие есть стереотипы у рожениц, их родственников по поводу родильных домов и самих родов?

— Оказание помощи в родовспомогательных учреждениях, в поликлиниках, в многопрофильных стационарах намного лучше, чем было даже в прошлом году. Сейчас узнать информацию можно о любом лечебном учреждении, о любом медицинском сотруднике, у нас свободная информация в интернете, огромное количество отзывов. Объективные они или субъективные – это другой вопрос.

Для поддержки наших пациентов в каждом лечебном учреждении создана служба внутреннего аудита, “горячая линия”. Любой человек может выйти на “горячую линию” и, поверьте мне, каждый случай будет разобран со всей тщательностью. Вместе с тем ведется статистика жалоб, которая показывает, что до 70% разбирательств, которые проходят, а то и больше, необоснованны, то есть действия медицинских сотрудников были признаны правильными. Количество же обоснованных жалоб является индикатором повышения качества работы лечебного учреждения.

О стереотипах – да, они есть. Часто бывает, что если у девушки ничего не болит, она думает, пару раз болела простудными заболеваниями, ничего страшного. А по факту, когда она уже беременна, выясняется, что у нее есть определенная патология, которая сидела тихо у нее в организме и не проявляла себя. Беременность – это фактор провоцирующий.

Также бывает, что при определенных симптомах беременные женщины вместо того, чтобы немедленно обратиться к врачу, наблюдают за симптомами, ждут, что они пройдут без врачебной помощи, но позднее обращение в медучреждение является причиной многих серьезных осложнений. В акушерстве решения нужно принимать быстро, поэтому женщина должна находиться там, где ей окажут помощь, а не дома.

Кроме этого, отмечу, что, к сожалению, в оказании медицинской помощи заинтересованы только медсотрудники, а не наше население, которое не хочет идти в поликлиники – это тоже стереотип. Люди не ходят на профилактические осмотры, чем запускают болезни, поэтому приходится буквально подворовыми обходами призывать граждан проходить осмотры.

— Как вы относитесь к домашним родам? Часто ли казахстанские женщины прибегают к такому методу и почему? Какие существуют риски и какие бывают последствия?

— К домашним родам, сразу скажу, отношусь отрицательно. Вы сами ответили на вопрос – это связано с очень большими рисками как для новорожденного, так и для матери. Могут возникнуть экстренные ситуации, нужно, чтобы рядом находился тот, кто сможет оказать адекватную помощь, а такую помощь может оказать только специалист. В основном домашние роды происходят не потому, что женщина решила рожать дома, обычно это по каким-то другим причинам. Например, могут произойти “стремительные роды” – есть такой диагноз, или, например, роженица находится далеко от медучреждения.

— В некоторых зарубежных клиниках применяются методы родов в нестандартном положении, то есть сидя, стоя, в воде и т. д. Применяются ли такие методы в вашем роддоме и являются ли они безопасными?

— Эффективные перинатальные технологии применяются не только за рубежом, но и у нас. Мы уже не рожаем на кресле, как раньше, сейчас женщины рожают в любом положении, в каком удобно. В нашем роддоме тоже свободный выбор положения при родах: и на корточках, и на боку, и лежа на спине – кому как удобно, здесь нет никаких ограничений.

Главное – чтобы было удобно для матери и безопасно для малыша. Конечно, весь процесс происходит под контролем медицинских сотрудников, и в большинстве случаев мы помогаем женщине выбрать то удобное положение, в котором будут происходить роды. Признано, что эффективные перинатальные технологии безопасные и их нужно применять. Если что-то в действиях женщины покажется опасным, ей обязательно подскажут, ей помогут.

— Как отбираются кадры для работы в роддоме? Существует ли нехватка врачей, каких именно?

— Прежде всего, когда молодой, уже подготовленный специалист приходит в учреждение, он проходит на рабочем месте серьезную подготовку, адаптированную к этому лечебному учреждению. Кадровый вопрос стоит очень остро, подготовка наших специалистов – как врачебного состава, так и среднего медицинского персонала – совершенно другая, сейчас нет узкой специализации, в основном идут врачи общей практики, семейные врачи, которые должны везде ориентироваться.

На нас дополнительно ложится нагрузка, чтобы из врача общей практики сделать узконаправленного стационарного врача. Есть специалисты, которые традиционно в цене. Если касаться службы родовспоможения, то мы испытываем дефицит кадров в анестезиологии и неоанестезиологии. Данная проблема сейчас решается на уровне министерства здравоохранения и правительства. Я думаю, еще несколько лет – и эти вопросы будут решены.

— Благодарю за интервью!

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.