Газета Le Temps опубликовала статью Себастьена Дюба под названием “La Suisse importe désormais du brut irakien” — — “Швейцария импортирует отныне иракскую нефть”.
В предисловии к ней говорится так: “С июля нынешнего года нефть, поступающая из Ирака, заменила аналогичную продукцию, прибывавшую из Казахстана. Смена поставщика, которая совпадает с падением цен на “черное золото”.
Далее уже в самой статье излагается следующее: “Если взглянуть на цифры Государственного секретариата по делам экономики (le Secrétariat d’Etat à l’économie – Seco), складывается впечатление, что швейцарские нефтеперерабатывающие заводы подсчитали и решили, они с иракской нефтью обеспечат себе более весомую маржу, чем с казахской нефтью. Потому что стремительный рост импорта из Ирака также совпадает с резким падением ввоза из Казахстана. Республика в Центральной Азии – второй крупнейший поставщик в 2013 году, располагавший 29,9-процентной долей рынка, — не отгрузила ни одного барреля в Швейцарию с конца августа. А ведь еще в июне она экспортировала туда нефти на 167 миллионов франков.
Казахская нефть сделалась слишком дорогой? Ее качество снизилось? Или же Астана попросту перекрыла вентили? Так как в начале лета другое событие, политическое, случилось во вред отношениям между двумя странами. 19 июня Швейцария отказалась экстрадировать в Казахстан Виктора Храпунова, жителя Женевы и бывшего высокопоставленного чиновника, обвиняемого в обогащении за счет своего народа.
Посольство Казахстана в Швейцарии, с которым мы связывались, не ответило в пятницу на наши сообщения. Тем временем Швейцария продолжает импортировать иракскую нефть”.
По данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency), нефть является доминирующим источником энергии в Швейцарии, и на нее в 2010 году приходилось порядка 40 процентов суммарного потребления первичной энергии (total primary energy supply). В стране имеется два нефтеперерабатывающих завода, которые вместе в состоянии перерабатывать в сутки 125 тысяч баррелей сырья. Спрос на нефть и нефтепродукты в Швейцарии снизился в среднесуточном выражении с 274 тысяч баррелей в 2000 году до 236 тысяч баррелей (в том числе 88 тысяч баррелей сырой нефти) в 2011 году. Между тем именно к исходу этого периода доля постсоветских государств в общем объеме швейцарского нефтяного импорта резко увеличилась и превысила 60-процентную отметку. И произошло это тогда, прежде всего, за счет расширения объемов поставок из Казахстана, а также еще из Азербайджана. Наша страна и ранее экспортировала нефть в эту альпийскую республику. Но именно в 2011 году поставки этого сырья отсюда туда были резко увеличены. Таким образом, Астана сильно выручила Берн в условиях возникновения широкомасштабной гражданской войны в Ливии, откуда до того импортировалась большая часть потребляемой в Швейцарии углеводородов. Когда ливийские поставки по указанным причинам прекратились, дополнительные казахстанские поставки в значительной мере восполнили возникший в этой альпийской республике дефицит энергоносителей. И Астана, видимо, вправе была надеяться на то, что в Берне об этом будут помнить еще долго.
Именно весной того самого 2011 года, когда Ливия оказалась охвачена антиправительственными выступлениями, и Казахстан стал замещать ее в качестве одного из ведущих поставщиков нефти в Швейцарию, против Виктора Храпунова, бывшего мэра Алматы, живущего в Женеве с 2007 года, у него на родине было заведено дело. Он был объявлен в розыск по линии Интерпола. Казахстан потребовал у Швейцарии его выдачи по обвинению в отмывании денег. Несколько позже, летом 2011 года Виктор Храпунов, его жена и их дети подали заявления на предоставление политического убежища в Швейцарии. Они так же, как и Мухтар Аблязов, утверждали и продолжают утверждать, что являются жертвами сведения политических счетов.
Вследствие такого хода развития событий швейцарские правоохранительные органы были поставлены, судя по всему, перед серьезной дилеммой: арестовать и передать Казахстану отца и сына Храпуновых или, наоборот, отклонить запрос на их экстрадицию с риском испортить отношения с официальной Астаной.
Их решения пришлось ждать достаточно долго. 19 июня нынешнего года Федеральное ведомство юстиции Швейцарии отказалось экстрадировать Виктора Храпунова, сославшись на статью 2 закона о международной взаимной правовой помощи по уголовным делам. А это значит, что оно могло посчитать, что судопроизводство Казахстана не предоставляет необходимых гарантий в плане соблюдения прав человека или справедливого судебного процесса.
С июля поставки нефти в Швейцарию резко пошли на спад, а в августе они были полностью прекращены.
Но значит ли это то, что официальная Астана “встала на тропу войны” со Швейцарией в отместку за то, что она ответила отказом на ее запрос об экстрадиции Виктора Храпунова в Казахстан?!
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.