Мужтаба Дамирчилу: Иран для Казахстана – самый короткий, безопасный и экономически выгодный маршрут к мировым рынкам

За минувший год в отношениях Ирана с Казахстаном заложен прочный фундамент для многопланового сотрудничества. В рамках дальнейшего расширения и углубления двусторонних отношений совместной ирано-казахстанской межправительственной комиссией по экономическому сотрудничеству разработана “дорожная карта”, охватывающая многие сферы двустороннего взаимодействия

Астана. 22 декабря. КазТАГ – Матлуба Шаолиева. За минувший год в отношениях Ирана с Казахстаном заложен прочный фундамент для многопланового сотрудничества. В рамках дальнейшего расширения и углубления двусторонних отношений совместной ирано-казахстанской межправительственной комиссией по экономическому сотрудничеству разработана “дорожная карта”, охватывающая многие сферы двустороннего взаимодействия.

Вместе с тем в отношениях Ирана и Казахстана остается большой незадействованный потенциал, реализация которого будет служить интересам народов обоих государств. Об этом и других перспективах развития ирано-казахстанских отношений агентству КазТАГ рассказал посол Ирана в Казахстане Мужтаба Дамирчилу.

посол Ирана в Казахстане Мужтаба Дамирчилу

***

— Как Вы оцениваете нынешнее состояние и перспективы развития отношений между Ираном и Казахстаном?

— Отношения Ирана и Казахстана основаны на множестве связывающих нас факторах и высоком потенциале, и на сегодняшний день их состояние довольно хорошее. В последние месяцы мы также наблюдаем, как в них происходят очень позитивные сдвиги. Следует отметить, что обмен визитов политических, экономических и научно-культурных делегаций – на высоком уровне. В частности, несколько встреч глав двух государств, а также соглашения, достигнутые в ходе визита президента Исламской Республики Иран (ИРИ) в Республику Казахстан, заложили прочный положительный фундамент для последующего развития наших отношений.

— Существуют ли в ирано-казахстанских отношениях какие-либо скрытые возможности или, иными словам, потенциал, который по каким-либо причинам до сих пор не был в полной мере задействован?

— В 2013 году товарооборот между ИРИ и РК составил более $700 млн, и, как уже было здесь отмечено, с учетом значительного расширения и углубления наших связей в самых разных областях сотрудничества, ожидается, что объем товарооборота в текущем году вырастет.

Действительно, в отношениях наших стран существует большой незадействованный потенциал, к которому, по тем или иным причинам, не было проявлено должного внимания, или же это внимание оказалось недостаточным. В этой связи можно выделить отношения на уровне гражданского общества, связи между научно-исследовательскими центрами, а также сотрудничество в области туризма и медицинского туризма в особенности.

Естественно, поддержание сбалансированных и устойчивых отношений требует внимания ко всем, без исключения, сферам сотрудничества. Подобный подход играет важную вспомогательную роль в плане того, что задействование этих возможностей, помимо способствования созданию новых направлений в двустороннем сотрудничестве, будет также содействовать развитию наших отношений и в остальных областях. Для примера скажу, что если мы хотим развивать экономические отношения двух стран, то это потребует продвижения гуманитарного сотрудничества, развития туризма и культурных связей, а также укрепления уровня осведомленности народов двух стран друг о друге.

— Как Вы оцениваете уровень взаимодействия между Ираном и Казахстаном в Каспийском море? Устраивает ли он правительство Ирана? Какие нужно предпринять шаги для улучшения двустороннего сотрудничества в этом плане, и каковы потенциальные сферы для развития отношений?

— В Каспийском море, связывающим Иран с Казахстаном, существуют весьма хорошие возможности для расширения отношений между двумя странами. Сотрудничество наших стран в этой морской акватории, в частности в вопросах использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, мореплавания и судоходства, а также обеспечения безопасности и порядка, создает очень хорошие условия для увеличения торговых обменов между двумя государствами. Как известно, морские грузоперевозки считаются одними из самых выгодных методов транспортировки, и помимо способствования росту торговых отношений между нашими странами они могут быть с успехом задействованы в транзите казахстанского экспорта и импорта.

— В Иране проживает значительная диаспора этнических казахов, и за прошедшие 20 лет существенное их количество вернулось на свою историческую родину – в Казахстан. Что послужило этому причиной?

— С учетом событий, имевших место быть в конце 19-го и в начале 20-го столетия в регионе Центральной Азии, и в Казахстане в частности, произошел массовый отток этнических казахов из стран региона, в том числе из Ирана. На протяжении долгих лет они проживали там бок о бок с другими народами этих стран. В Иране они пользовались особым уважением. Они пользовались теми же правами, что и все остальные граждане и жители страны. В Иране у них было право на создание семьи, владение имуществом, право на трудоустройство и другие права и свободы в политической, экономической и социальной сферах.

Начиная с 1990-х, особенно после провозглашения Казахстаном независимости, часть из них приняла решение вернутся в Казахстан, но были и случаи, когда некоторые из них предпочли вернуться обратно в Иран. Ключевую роль в выборе места жительства для них сыграли экономически и социальные факторы. Эти лица выбирают то место для проживания, где, по их мнению, существуют более благоприятная среда обитания, отвечающая их интересам, и где они смогли бы улучшить свои условия жизни. Со своей стороны правительство Ирана полностью уважает их право выбора.

— Казахстан активно выступает за интеграционные процессы в рамках международных и региональных организаций. В то же время Астана является непосредственным инициатором формирования ряда организаций. В каких из этих организаций Тегеран и Астана имеют наиболее схожие позиции?

— Иран и Казахстан сотрудничают в рамках большинства этих региональных и международных организаций. Подобное сотрудничество служит свидетельством того, что позиции наших стран схожи по множеству вопросов регионального и международного характера. Например, обе страны выступают за восстановление мира и спокойствия в регионе, экономическое развитие региональных стран, поднятия в них уровня жизни населения, а также благосостояния и благополучия жителей региона и мира в целом.

Оба наших государства выступают за то, чтобы на всей планете был восстановлен справедливый миропорядок, чтобы создавались благоприятные условия в сфере государственного управления, укрепления суверенитета государств и обеспечения прав и интересов всех стран мира. У нас схожее видение решения целого ряда проблем в сфере борьбы с транснациональной преступностью и неправомерной деятельностью, представляющей угрозу международной стабильности и безопасности.

Таким образом, наши страны весьма тесно сотрудничают в достижении этих целей в рамках многих региональных и международных организаций, в том числе Организации исламского сотрудничества (ОИС), Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации объединенных наций (ООН) и ее специализированных структур.

— Наблюдается снижение уровня присутствия в Казахстане граждан Ирана, которые занимаются инвестиционной деятельности. В качестве причин называется то, что они сталкиваются с трудностями при оформлении виз, поскольку зачастую эти визы выдаются сроком всего лишь на один месяц. Известно ли Вам о причинах этой проблемы, и какие были приняты попытки со стороны посольства ИРИ для ее разрешения?

— Иран уважает законы и положения, установленные в Казахстане. В то же время гражданам Ирана, находящимся на территории Казахстана, настоятельно рекомендуется должным образом следовать и чтить казахстанское законодательство и правила с тем, чтобы не допустить возникновения всякого рода проблем и трудностей. Следует отметить, что дальнейшее развитие двусторонних отношений сегодня требует от нас разработки особого механизма в данной сфере, в том числе направленного на ускорение и упрощение процесса выдачи виз и разрешений на проживание гражданам обеих стран. Это нужно для того, чтобы туристы и участники внешнеэкономической деятельности из Ирана или Казахстана могли оформить свой выезд в страну в самые кратчайшие сроки. Это позволит предпринимателям наших стран поддерживать и продвигать между собой свои деловые контакты на должном уровне, и будет способствовать защите их экономических интересов.

Отрадно, что этот вопрос в настоящее время включен в рабочую повестку на переговорах между обеими странами, и уже достигнута предварительная договоренность об упрощении визового режима, в частности для бизнесменов двух стран, претворение которой в жизнь требует принятия соответствующих практических мер со стороны исполнительных органов.

— Главы двух государств за последнее время провели целую серию двусторонних встреч. Скажите, пожалуйста, какие именно шаги были предприняты для реализации договоренностей, достигнутых в ходе этих переговоров, учитывая тот факт, что Ваше назначение на должность посла произошло сравнительно недавно?

— Действительно, в ходе встреч глав двух государств за прошедший год, а также визита многоуважаемого доктора Хасана Рухани, президента Ирана в Казахстан в сентябре 2014 года, был достигнут целый ряд соглашений как на межправительственном уровне, так и на уровне частного сектора двух стран. Кроме того, в ходе 13-го заседания ирано-казахстанской совместной комиссии по экономическим вопросам, прошедшем в Тегеране в конце августа этого года, состоялось рассмотрение текущего состояния двустороннего сотрудничества, и была разработана так называемая “дорожная карта” по развитию экономического сотрудничества между Ираном и Казахстаном.

Практическая реализация этих договоренностей находится в центре внимания деятельности нашего посольства, и мы надеемся, что с их воплощением в жизнь мы сумеем сделать большой шаг на пути развития отношений двух наших стран.

— Мои казахские друзья не раз просили меня обучить их персидскому языку. У них также возникают вопросы по поводу традиционной иранской кухни и ее возможной схожести с кухнями других народов. Сегодня любой казах знает о турецкой, японской, корейской, итальянской или любой другой кухне намного больше, чем об иранской, и это притом, что в свое время персидский язык и культура имели доминирующее положение на этой земле. Существует ли сегодня возможность для открытия здесь центра по изучения персидского языка и литературы или ресторана, который бы предлагал посетителям иранские блюда?

— Вопросы, которые Вы только что упомянули, имеют отношение исключительно к культурно-гуманитарной сфере. Вне всякого сомнения, чем больше такие связи будут развиваться, и чем больше будет расти осведомленность народов двух стран друг о друге, тем больше это будет способствовать созданию предпосылок для расширения и углубления двусторонних отношений в целом. Что касается изучения персидского языка, следует отметить, что существуют специальные курсы в ряде университетских центров Астаны и Алматы, а также в культурных представительствах Ирана в Казахстане.

Вместе с тем мы также планируем снабжать местные учебные заведения, где есть потребность в обучении, необходимым преподавательским составом и соответствующей литературой и книгами. Очень актуальным и интересным является предложение об открытии ресторана, и мы надеемся, что компетентные лица внесут свой реальный вклад в ознакомление казахстанцев с иранской культурой и традициями посредством открытия подобного заведения.

— Одна из наиболее перспективных и многообещающих сфер для иранцев в Казахстане – это сфера экспорта технических и инженерных услуг. Но, к сожалению, всего лишь одна иранская компания присутствует на местном рынке. Это компания Dena Rahsaz Co, которая довольно успешно осуществляет свою деятельность в Казахстане в сфере строительства дорог. Почему иранские компании не представлены в Казахстане?

— Экспорт инженерно-технических услуг с учетом опыта и возможностей иранских компаний с одной стороны, и программы развития Казахстана с другой, служат прекрасной платформой для развития сотрудничества между двумя странами. Несмотря на существующие контакты между нашими странами в этом направлении двустороннего сотрудничества, уровень взаимодействия не соизмерим с потенциалом и ожиданиями двух стран.

Причиной существования подобного положения дел, отчасти, является отсутствие должного уровня осведомленности сторон друг о друге. Еще одна причина – это отсутствие необходимых условий для сотрудничества, в том числе это касается банковской и страховой деятельности между Ираном и Казахстаном. Поэтому этому сектору уделяется особое внимание в “дорожной карте” по развитию экономического сотрудничества между двумя странами. Мы надеемся, что с ее претворением в жизнь мы станем свидетелями роста числа иранских компаний в Казахстане и казахстанских компаний в Иране.

— Казахстан не имеет доступа к мировому океану, что существенно осложняет экспорт таких важных для этой страны товаров, как пшеница и нефть. В свою очередь территория Ирана представляет собой самый лучший маршрут для транзита и свопа казахстанских товаров. В прошлом Ираном осуществлялись своповые операции, но позже было принято решение эти операции приостановить. Когда вновь будет восстановлена подобная практика?

— Иран, благодаря его благоприятному географическому месторасположению, существованию стабильности и безопасности и наличию развитой инфраструктуры, способен стать очень выгодным маршрутом для транзита товаров и продукции из Казахстана на международные рынки. Иранское направление для Казахстана представляет собой самый короткий, самый безопасный и самый экономически выгодный маршрут для транзита товаров и выхода страны к открытым водам мирового океана и мировым рынкам.

В дополнение к сотрудничеству двух стран на море: с запуском в эксплуатацию новой железной дороги Иран-Туркменистан-Казахстан в этом направлении открываются новые возможности в плане транзита казахстанской зерновой продукции, полезных ископаемых, нефти и других видов товаров. Кроме этого, посредством использования данного маршрута Казахстан также мог бы обеспечивать определенную часть своего импорта. Что касается повторного возобновления обмена нефтью между двумя странами, то этот вопрос в настоящее время находится на рассмотрении соответствующих структур обеих стран, и мы надеемся, что с завершением работ по гармонизации и координированию всех его технических и коммерческих аспектов, эта проблема также найдет свое положительное решение.

И последнее. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех Ваших коллег из международного информационного агентства КазТАГ, его структур-партнеров, и в частности его персидской службы, за ваши усилия в предоставлении информации народам Казахстана и Ирана.

— Спасибо за интервью!

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.