Diplomat: Группа ИГИЛ ищет себе опору в Центральной Азии

С уходом войск НАТО из Афганистана Исламское Государство выискивает возможность обратить себе на пользу неизбежный вакуум власти. Прозрачные границы, гористая местность, политическая нестабильность и экономическое неравенство в Центральной Азии благоприятствуют обеспечению рекрутами таких групп, как ИГИЛ, которые хотят закрепить свое присутствие в этом регионе. Центрально-азиатские боевики, воюющие в Сирии, в конечном итоге вернутся к себе домой. Все это должно вызывать обеспокоенность у политиков в этом регионе и за его пределами с учетом стратегического положения и богатых нефтяных запасов Центральной Азии

Издание Diplomat опубликовало статью Шона Сноу под названием «ISIS Looks for Foothold in Central Asia» — «ИГИЛ ищет опору в Центральной Азии».

В предисловии к ней говорится так: «Террористическая организация стремится воспользоваться вакуумом безопасности в Ферганской долине».

Исламское Государство

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Недавно в Таджикистане появилось видео таджикских боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), призывающих к джихаду против центрального правительства. Эта видеозапись была осуждена Исламским центром Таджикистана (ИКТ), организацией, которая действует в сотрудничестве с таджикским правительством и контролирует имамов в стране. ИКТ заявил: «Как это возможно — вести джихад в государстве, население которого на 99 процентов является мусульманским? С кем они хотят вести джихад?». Видео является частью серии осуществляемых боевиками ИГИЛ мероприятий с целью закрепления в Ферганской долине.

Ферганская долина представляет собой смешение групп воинствующих исламских групп, но так было не всегда. Суфизм, более умеренная форма ислама, доминировал когда-то в центрально-азиатском регионе. Однако применение советскими силами безопасности репрессивных тактик против мусульманских групп в конечном итоге привело к росту салафизма, более консервативной формы ислама.

Вакуум власти, образовавшийся вследствие распада Советского Союза, обусловил подъем исламских экстремистских групп. Благодаря особенностям горного ландшафта этой территории, являющейся естественным буфером против китайского и российского влияния и контроля, такие полуавтономные организации обрели пространство для роста. Региональные власти переживали трудные времена, сдерживая их и поддерживая свою монополию на применение силы.

В 1990-х годах было отмечено появление ряда исламистских группировок в Ферганской долине, в том числе — Объединенной таджикской оппозиции во главе с Эмомали Рахмоном (нынешним президентом Таджикистана), которая боролась против коммунистов во время гражданской войны в Таджикистане; Партии исламского возрождения Таджикистана, которая в настоящее время является единственной исламистской партией в Центральной Азии, получившей право действовать легально после того, как ранее, в 1993 году была запрещена ее деятельность. А также — Исламского движения Узбекистана, группы, которая состоит в союзе с Аль-Каидой и Талибаном, и которая понесла тяжелые потери, воюя в Афганистане после вторжения США в 2001 году.

С уходом войск МССБ (Международных сил содействия безопасности) и НАТО из Афганистана ИГИЛ ищет возможности воспользоваться неизбежным вакуумом власти.

В декабре в Таджикистане 50 молодых мужчин было арестовано по подозрению в попытке присоединиться к боевикам в Сирии, в частности к ИГИЛ. В марте «Джамаат Сабири», исламистская группа, состоящая из таджиков, узбеков и россиян с Кавказа, присягнула на верность Исламскому Государству. Считается, что несколько высокопоставленных членов группы ИГИЛ являются казахами, и количество центрально-азиатских боевиков в Сирии, по оценкам, составляет от 500 человек до 1000 человек.

В сентябре руководитель Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Усман Гази присягнул на верность затворническому лидеру организации ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади.

28 августа, за несколько дней до празднования Дня независимости Узбекистана, черный флаг ИГИЛ был вывешен на мосту в столице Узбекистана Ташкенте, и в том же месяце аль-Багдади назначил таджика командующим в сирийской провинции Ракка.

Таджикистан оказался наводнен листовками, предлагающими таджикским боевикам зарплаты в размере $5000 в месяц, что гораздо больше средней зарплаты в Таджикистане.

Прозрачные границы, гористая местность, политическая нестабильность и экономическое неравенство в Центральной Азии благоприятствуют обеспечению рекрутами таких групп, как ИГИЛ, которые хотят закрепить свое присутствие, в этом регионе.

Центрально-азиатские боевики, воюющие в Сирии, в конечном итоге вернутся к себе домой. Все это должно вызывать обеспокоенность у политиков в этом регионе и за его пределами с учетом стратегического положения и богатых нефтяных ресурсов Центральной Азии».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.