Алматы. 2 февраля. КазТАГ – Сергей Зелепухин. Жирный крест можно ставить на прогнозах экономического блока правительства и Национального банка Казахстана по росту казахстанской экономики в этом году, впрочем, как и на принятом в конце ноября основном финансовом документе страны.
Ценопад на глобальных сырьевых рынках и в первую очередь низкие цены на нефть не оставляют чиновникам никаких шансов, чтобы отказаться от пересмотра своих макроэкономических прогнозов и бюджета. Все идет к тому, что как минимум этот год для рядовых казахстанцев ознаменуется очередным затягиванием финансовых поясов.
Оценки экономистов – реальности рознь
Напомним, что правительство еще в конце ноября прошлого года пересмотрело и утвердило бюджет на предстоящее трехлетие, исходя из цены на нефть $80 за баррель, а затем совместно с Нацбанком прогнозировало в этом году экономический рост на уровне 4-5%.
Однако отсутствие серьезных достижений властей в проведении структурных реформ в прошлые годы и стремительное развитие ситуации на глобальных рынках по негативному сценарию в последние несколько месяцев сделали свое дело.
В результате новый трехлетний бюджет и вышедшие в канун нового года оценки в совместном заявлении кабмина и финрегулятора об основных направлениях экономической политики на 2015 год оказались, мягко говоря, далеки от реальности.
Возникает вполне справедливый вопрос, не впору ли как минимум всем чиновникам из экономического блока правительства и руководству Нацбанка уходить в отставку, а парламенту, утверждавшему основной финансовый документ, проводить самороспуск?
Ведь официальные прогнозы, как небо и земля, отличаются от складывающейся экономической ситуации в мире и в стране, что порождает большое сомнение в компетентности тех, кто их делал и тех, кто их принимал.
Более того, чрезмерно оптимистичные оценки правительственных чиновников и монетарных властей подставляют президента, поскольку именно они легли в основу тех законодательных актов, на которых стоит подпись главы государства!
Однако ни в экономическом блоке правительства, ни в Нацбанке никаких кадровых решений принято не было. По крайней мере, пока. В общем, в игре остаются все те же, причем уже не первый год, лишь время от времени меняя занимаемые должности в государственной иерархии.
На пути к жесткой экономии
На этом фоне с новыми инициативами выступил президент. Согласно сообщению пресс-службы главы государства, еще 15 января Нурсултан Назарбаев провел совещание по ситуации в экономике и финансовой сфере с учетом положения на региональном и мировом рынках. Исходя из весьма скудной информации о ходе совещания, центральным событием на нем следует считать поручение президента вновь перекроить главный финансовый документ страны.
“В связи с резким сокращением бюджета правительству придется пересмотреть ряд его параметров. Мы однажды уже вносили изменения в бюджет, при необходимости следует сделать это еще раз. Необходимо четко разъяснить населению, что мы приступили к экономии во всем”, — процитировала слова главы государства его пресс-служба.
При этом весьма примечательным оказалось то, что в отличие от начавшегося в 2007 году кризиса в казахстанском финансовом секторе, когда многие чиновники отрицали его наличие, в этот раз глава государства открыто признал, что он есть, призвав отложить некоторые инвестпроекты на лучшие времена.
“Сейчас необходимо завершить осуществляемое строительство, а новые объекты, включая некоторые инвестиционные строительные проекты, приостановить. Эта работа будет продолжена после окончания кризиса”, — отметил президент страны.
О чем это говорит? О том, что власти сделали ставку на жесткую экономию госрасходов, даже вопреки тому, что это будет негативно сказываться на деловой активности, совокупном спросе и, в конечном счете, на темпах экономического роста и благосостоянии рядовых казахстанцев.
Причем интересно то, что курс правительства на экономию во всем противоречит объявленной президентом новой экономической политике “Нурлы жол”, в которой делается ставка на государственное стимулирование экономики и для чего планируется выделить по $3 млрд в 2015, 2016 и 2017 годах.
Не до жиру – быть бы живу
Как бы то ни было, но, похоже, власти смирились с тем, что провозглашенные кабмином и финрегулятором на предстоящий год темпы экономического роста останутся недостижимыми. На это указывают не только последние заявления главы государства, но и позиция правящей партии.
Как сообщало еще 16 января агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного источника в партии “Нур Отан”, в Казахстане ожидается замедление роста ВВП в 2015 году до 1,5% с 4,3% в 2014-м и пересчет бюджета из-за резкого падения цен на нефть.
“Базовый сценарий (в бюджете – КазТАГ) предполагает снижение цены на нефть с $80 до $50 за баррель в 2015-2017 годах. Рост ВВП оценивается на уровне 1,5% в 2015 году, 2,3% – в 2016-м, 3,4% – в 2017 годах”, — заявил источник журналистам.
Заметим, что в действующем бюджете темпы экономического роста прогнозировались на уровне 4,8% в 2015-м, 5,3% – в 2016-м и 6,7% – в 2017 годах. Как говорится, почувствуйте разницу. При этом ирония судьбы заключается в том, что в годы высоких нефтяных цен правительство верстало бюджет, брав за основу весьма консервативные прогнозы стоимости “черного золота”.
Это приводило к тому, что многие сферы, в том числе социальная инфраструктура, нуждающиеся для развития в государственных вливаниях, недополучали средств. Хотя и в этой ситуации чиновники умудрялись из года в год недоосваивать бюджетные деньги, о чем не раз свидетельствовали проверки счетного комитета Казахстана.
Зато в текущей ситуации, когда цены на нефть ушли в глубокое пике, прогнозы кабмина и Нацбанка оказываются настолько чрезмерно оптимистичными, что с каждым прыжком стоимости углеводородов вниз чиновники вынуждены лихорадочно пересматривать главный финдокумент страны. То есть, все сильней урезать госрасходы и тем самым, с одной стороны, заставляя потуже затягивать пояса малоимущим и получающим средний доход казахстанцам и, с другой, все больше приводя к деградации социальную сферу.
При этом цинизм ситуации заключается в том, что чиновники чуть ли не с гордостью оправдывают курс на жесткую экономию резким падением нефтяных цен. Мол, не до жиру – быть бы живу, стыдливо умалчивая свою неспособность в докризисные годы провести структурные реформы и диверсифицировать экономику.
Поэтому главный вопрос заключается в том, кто, в конце концов, окажется крайним? Как вы понимаете, вопрос риторический. Пока же крайними остаются все и все что угодно, только не правительство и Нацбанк. А продолжают страдать от этого, к большому сожалению, простые смертные, но никак не власть имущие.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.