Все дорожает, а российская водка – дешевеет
В опросе, завершенном вчера на сайте “Коммерсанта” на тему “Вы стали экономить на алкоголе?”, самое большое число ответивших – треть от почти двадцати тысяч, сказали: “Как пил, так и пью”. Правда, тех, кто “стал меньше пить” — почти четверть. Страшно, что “я стал меньше есть” ответили пятая часть респондентов, а “стал пить более дешевые напитки” — 9%.
Кажется, что не надо водке в России дешеветь, и без того – доступна. Прошли времена, когда цена на спиртные напитки регулировалась и водка стоила 3.62, потом 5.12. И народ говорил: передайте Ильичу, то есть Брежневу, нам и десять по плечу, а если будет больше, то устроим так, как в Польше. Тогда зачем снизили минимальную цену?
“Россия снизила минимальную цену на водку, чтобы снизить объем продаж в “теневом” секторе. Минимальная цену на водку до этого была 220 рублей. Среднестатистический россиянин не мог ее купить, это было дорого: в магазине — 260 рублей. Поэтому он пил контрафактную, поддельную водку”, — говорит директор казахстанской компании-импортера Logistok Арсен Давлетов.
В кризис в любой стране растет потребление крепкого алкоголя, поскольку он — определенный антидепрессант. Потери российского бюджета от “теневого” сектора на рынке алкоголя, по официальным данным, оцениваются в 30-50 млрд рублей в год.
Отпускная цена производителя снижена со 171 до 162 рублей, оптовая — со 179 до 170 рублей. Цены на коньяк и бренди, которые также подпадают под госрегулирование, не изменятся.
“Структура бутылки водки: бутылка, крышка, акцизная марка, водка, бренд. Местный производитель над брендом не работает. Поэтому водка крупного, федерального, производителя, включая все затраты, в том числе, доставку, стоила 260 рублей, а местного – 220. При такой, относительно небольшой разнице, покупатель выбирал чаще водку крупного производителя. Теперь, при разнице: 185 или 260 рублей за бутылку, будет, скорее, выбирать за 185. “Теневой” сектор сократиться и, как надеются в России, поступления налогов в бюджет вырастут. И второе, снижение должно поддержать локального, местного производителя”, — поясняет г-н Давлетов.
Не желаете водки со вкусом зефира?
“Зашла на днях в магазин в Казахфильме купить водки на компрессы-лосьоны. Две водочных витрины: на одной вся водка – по 650 тенге, на другой – еще дороже. А бутылки на переходе валяются от какой-то другой водки – “четвертинки”. Не пойму, где же она-то продается”, — сетует тетушка.
У водки – не лучшие времена. Рост продаж водки в США и Западной Европе замедлился из-за усиливающегося спроса на виски. Выручка брендов Smirnoff и Absolut снизилась. И это – несмотря на предложение потребителям в США на выбор водки более 600 вкусов: от взбитого зефира до табака с ментолом.
Общее употребление алкоголя немного снижается, даже в России, несмотря на мнение о ней, как о мире, изображенном в кино “Левиафан”, — затопленном водкой. Наметилась тенденция к росту потребления вина и снижению потребления крепкого алкоголя. Но эта тенденция — слабая. В кризисных странах вино замещается крепким алкоголем. И главный вопрос — вопрос цены. Приличную водку в России купить недешево – от 260-280 рублей, в Казахстане – от 650.
В Казахстане в 2014 году произведено более 37 млн литров водки – больше двух литров на душу населения, включая младенцев. И на 19% меньше, чем в 2013 году. Официально. Неофициально же, эксперты уверены, что вырос, и не на 19%, “теневой” сектор.
Часть водки — поддельная или незаконная. У нас есть места, где официальную водку, проверенную государством, выпущенную с акцизными марками, тупо, не продают. Бюджет теряет значительные деньги. Куча магазинчиков на рынках и барахолках торгуют алкоголем. Эти магазинчики ни в одном реестре не присутствуют, их “нет в природе”, они торгует “левым”, дешевым алкоголем. Ситуация с поддельным алкоголем в стране катастрофическая.
Казахстанские водочники, наверняка, попросят правительство ограничить ввоз российской водки в Казахстан. Ведь конкурировать они могут только за счет цены. Имен, брендов у наших производителей нет. Их не только в России, но и в Казахстане, знают очень мало людей. Специалисты, разве что. А правительство, наверняка, согласится. У нас почему-то считается, что такие меры — адекватный ответ на снижение рубля к доллару и удешевление импорта.
Ограничение на импорт водки будет заметным для казахстанцев. Особенно – небогатых. Если Россия, в ответ, запретит нашу водку, то для России это будет незаметным.
“В 2015 году в Казахстане минимальная стоимость водки – 650 тенге, в России сейчас в переводе на тенге по курсу 530. Приграничные с Казахстаном регионы России могут производить для Казахстана дешевую водку. Это – невыгодно казахстанским местным производителям. Интересы импортеров это не затрагивает, ведь они завозят в Казахстан водку дорогую, премиум класса”, — говорит директор компании Logistok Арсен Давлетов.
…Ограничение конкуренции никогда не приводит к каким-то импульсам развития, наоборот, снижает конкурентоспособность и борьбу за потребителя. Так что, отвечать на удешевление российской продукции надо, но так, чтобы это не ущемляло экономические интересы собственных граждан.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.