Беседы с Данияром Ашимбаевым. Юбилей президентских выборов

Все более или менее политически подкованное население страны говорит нынче только о грядущих президентских выборах. И так получилось, что за кучей иных юбилеев, мы как-то забыли, что первые президентские выборы в Казахстане состоялись в 1990 году, аккурат четверть века назад. Наш постоянный собеседник вспоминает каждую из кампаний, не забывая и про предстоящую

 

Президентские выборы

— Президентские выборы – это отдельный пласт нашей новейшей истории. Мировым сообществом, вернее Западом, были признаны по большому счету, только выборы 1991 года. Казахстан тогда отказывался от ядерного оружия, а за такие вещи Запад нас любил горячо и искренне.

Впервые Нурсултана Назарбаева избрали президентом в апреле 1990 года, происходило это в Верховном Совете, и выборы были безальтернативными (как, впрочем, по сути, и следующие 25 лет). Институт президентства только зарождался и потому особо никто и не знал, что будет входить в круг его обязанностей. Тогда процесс персонификации власти только начинался, и первые годы институт президентства подпирался тем фактом, что президент был одновременно первым секретарем ЦК.

Кажется, Сейтказы Матаев в одном из своих интервью рассказывал байку: когда президент предложил Гадильбеку Шалахметову стать своим пресс-секретарем, тот спросил: кто, мол, такой пресс-секретарь? На что глава государства не без юмора заметил: “Ты мне объясни сначала, кто такой президент”. Тогда президенты были в новинку: сначала Горбачев в Москве, потом Каримов в Ташкенте, потом у нас – и пошло-поехало. И все избирались через Верховный Совет, кроме Сапармурата Ниязова, который сразу пошел на всенародные выборы.

Когда начался фактический распад Союза, после августовского путча и со стартом переворотов в некоторых республик, многие пришли к выводу, что всенародная легитимность – мощное оружие для того, чтобы отбиваться от внешнего и внутреннего воздействия. В октябре 1991 года были объявлены выборы, а уже 1 декабря Назарбаев их выиграл. Его с позволения сказать оппоненты не смогли даже дойти до финальной стадии, открыв бесконечный парад массовки президентских выборов.

— Следующие выборы должны были состояться в 1996 году, но прошли только в 1999-м…

— Опять-таки, если вспомнить 1995-96 годы, то на ум приходит экономический кризис, развал связей, в некоторых республиках началась “реконкиста” — левые силы, потерпевшие поражение в годы перестройки и начале 90-х, стали брать реванши. Уже был свергнут в Грузии Звиад Гамсахурдия, в Азербайджане – Аяз Муталибов, сменилась власть в Белоруссии, в странах Прибалтики, в Таджикистане и т.д. В Казахстане же вошло в моду партстроительство – теперь показателем значимости и веса стал наряду с учеными степенями, званиями заслуженных деятелей и почетных граждан, фактор создания собственной партии и статус видного общественного деятеля. Многие тогда клацали зубами, показывая свои политические амбиции, и было решено в итоге от греха подальше провести референдум по продлению полномочий действующего главы государства. Он был объявлен Ассамблеей народа Казахстана в апреле 95-го года – это была первая значимая инициатива молодой тогда еще структуры (и в каком-то смысле одним из ее основных направлений деятельности). Результат референдума ясен, затем сразу же прошел референдум по новой Конституции, в которой была закреплена президентская модель управления.

— Выборы были перенесены на 2000 год, но дата вновь была скорректирована. Почему?

— Вмешалась, как всегда, мировая конъюнктура. Как мы помним, в 1997 году президент озвучил программу “Казахстан-2030”, но как раз в этот год начался Азиатский финансовый кризис, который стал медленно подбираться к казахстанским границам. Сказался он на инвестиционном климате, на курсе валют и т.д. Поскольку вместе с тем в стране началось брожение элит, президентские выборы было решено провести раньше, пока все спокойно и стабильно. В 1998 году была объявлена "политическая реформа", а выборы – в январе 1999 года. Проходили они в ухудшающейся конъюнктуре – началось давление со стороны Запада, который тогда активно боролся за наши месторождения. И хотя западные компании принимали участи в приватизации и получили уже лакомые куски в энергетике и “нефтегазе”, им нужны были рычаги управления, а потому выборы 1999 года, можно сказать, стали самыми демократическими в истории.

Благодаря тяжелому положению в экономике и социалке, сильные позиции имели “левые” и их кандидат Серикболсын Абдильдин, и для размывания протестного электората в качестве кандидатов в президенты были выдвинуты Гани Касымов, только что лишившийся в борьбе с Рахатом Алиевым поста председателя Таможенного комитета, и сенатор Энгельс Габбасов, выступавший с экологической программой. Тогда же на политическом горизонте "засияла звезда" Жаксыбая Базильбаева, в итоге ставшего трижды кандидатом в президенты. Пытались выдвинуться тогда также Амантай Кажы, Елеусизов, Кажегельдин, но до финальной стадии допущены не были. Президент выиграл с самым незначительным отрывом за всю историю, набрав порядка 80% голосов избирателей.

— В декабре 2005 года состоялись первые и единственные президентские выборы, прошедшие в срок. Чем они запомнились вам?

— Президентская кампания стартанула тогда с большим временным запасом – за полгода до начала выборов. Уже летом президент объездил практически все области. Характерный момент кампании 2005 года – незадолго до нее в странах СССР прошла волна “цветных” революций, а в нефтеносных республиках было много денег из-за высокой цены на “черное золото”. В Грузии был свален Шеварднадзе, в Кыргызстане — Акаев, в Украине – Янукович. Эти процессы позволили оттенить политическую ситуацию в Казахстане. Все уже видели побочные эффекты цветных революций – с погромами, кровью, беспределом. И так получилось, что на старте предвыборной кампании 2005 года “победившие революционеры” Ющенко, Саакашвили и Бакиев дружно приехали в Астану просить деньги и нефть по сниженной цене. Не мудрствуя лукаво, из этого сделали одну из фишек кампании: революция приводит к бедности, бардаку и дестабилизации. Кандидаты не смогли составить хоть сколько-нибудь серьезной конкуренции президенту. Среди них был Жармахан Туякбай (как бы кандидат от объединенной оппозиции), Байменов (как бы кандидат от оппозиции, не захотевшей объединяться), Ерасыл Абылкасымов и Елеусизов.

— Последняя на данный момент кампания тоже “съехала” по дате. Традиции?

— Очередные выборы должны были пройти в 2012 году, но за год до них опять начались “политические маневры”. Появилась инициативная группа, которая предложила провести референдум по продлению полномочий президента, или даже, в идеале, для введения института пожизненного президентства. Де-факто, это закономерно – понятно ведь, что, сколько выборы ни проводи, очевидно, кто на них будет побеждать. Но это вызвало бы критику со стороны мирового сообщества, и сама инициатива позволила в итоге лишь оценить демократичность казахстанских властей. Тогда была объявлена очередная конституционная реформа, срок президентских полномочий был сокращен, и в итоге выборы состоялись в апреле 2011 года. Массовку на тех выборах составили секретарь ЦК КНПК Жамбыл Ахметбеков, и старые знакомые — Гани Касымов и Мэлс Елеусизов, которые могут тряхнуть стариной и в нынешнем году. Тогда же победил, как известно, другой человек.

Следующая кампания вновь оказалась досрочной, но подобное можно было предугадать, исходя из самой даты их назначения…

Продолжение следует…

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.