Проект Игоря Хена. О чем говорят казахи? Часть V

Глава научно-исследовательского центра “Алаш”, автор тенге Хайролла Габжалилов и председатель фонда имени Габита Мусрепова, историк Габиден Жакей о Казахском ханстве как преемнике Золотой Орды, о его 550-летнем юбилее, о захоронениях ханов Жанибека и Керея и уникальности казахского народа

Ерлан Саиров: Хайреке, недавно в штаб-квартире ООН вы сделали доклад об идее “Мәңгілік ел”, посвященной 23-летию независимости Казахстана. Как слушатели восприняли этот доклад?

Хайролла Габжалилов: Спасибо. Это прецедент, произошедший впервые в истории. В Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, был организован большой прием, посвященный 23-летию независимости Казахстана. Из среды казахстанских общественных деятелей, ученых, был приглашен я. Я вылетел в Нью-Йорк один. На приеме сделал доклад. Мною были подготовлены следующие материалы: ступени развития Казахстана, начиная с древних времен; история Казахстана, начиная с древних времен; независимый Казахстан; идея “Мәңгілік ел”; 550-летие казахского ханства. Я подготовил плакаты и баннеры, и наглядно показал историю Казахстана, начиная с “Алтын Адам”, организовал выставку. На выставке были представлены книги, изданные научно-исследовательским центром “Алаш”.

Е.С.: Как приняли ваш доклад слушатели, которые были на приеме?

Х.Г.: Для них это стало фантастикой, они были удивлены и восхищены. Они впервые услышали про знатный и родовитый казахский народ с богатой древней историей. В штаб-квартире ООН выставлен экспонат “Алтын Адам”. Там в своем выступлении я сказал, что первым в мире государством было государства Уйсуней. Доказательством служат как раз наши “Алтын Адамы”, которые были обнаружены на нашей земле. Они датируются VII-II веками до н.э. Других подобных находок того времени в мире не существует. Ступени развития казахского народа начинаются с тысячелетий до нашей эры, это “Алтын Адам”, затем гунны, саки, Алтын Орда, Тюркская империя, Тюркский каганат, Казахское ханство и т.д.

Е.С.: Вы утверждаете, что Казахское ханство является преемником Алтын Орды и Тюркского каганата?

Х.Г.: Они следуют один за другим. Когда распалась Золотая Орда, многие тюркские народности отделились и образовали разные ханства: Крымское ханство, Казахское ханство и т.д. Казахское ханство – это небольшой период в истории казахского народа, начиная с древних времен. Историки исследуют и до сих пор не могут сказать точно, когда образовался казахский народ. У нас много источников: российских и других. Я сейчас занимаюсь исследованием этих источников. Ко всем этим данным надо относиться критически. В них история записана с их точки зрения, информация искажена, явно притянута за уши. Например, если исследовать русскую историю, очень много писал Карамзин — и абсолютно все исказил. Потому что здесь замешаны большие деньги. Карамзину платили и он писал. На самом деле, все было не так. Поэтому нам самим надо писать историю. К сожалению, не все еще исследовано и нам предстоит большая работа. Например, возьмем идею “Мәңгілік ел”. На земле нет ничего вечного, это свойственно только Богу. Но в данном контексте взят образ вечного, бессмертного. Почему? Почему идея именно “Мәңгілік ел”? Мы, казахи, знаем свою тысячелетнюю родословную – шежіре. Я лично знаю свое тысячелетнее шежіре. В родословной Бөкейхана указано, что он является 77-ым потомком Мөде хана. Нет другого такого народа, который бы так скрупулёзно занимался составлением своей родословной. Это традиция, передаваемая из поколения в поколение. Отсюда и идея “Мәңгілік ел”.

Е.С.: Понятно. Подведем итог: вы хотите сказать о преемственности поколений. В частности, что Казахское ханство является преемником Алтын Орды, Тюркского Каганата, государства гуннов. Мы правильно вас поняли?

Х.Г.: Конечно, это вещи, вытекающие одна из другой.

Е.С.: Хорошо. Ғабеке. Хайролла-аға утверждает, что казахский народ является преемником Алтын Орды. Недавно я побывал в Сарайшық. Скажите, сколько казахских ханов похоронены в Сарайшық?

Габиден Жакей: Алтын Орда – это уникальнейшее государство, которое когда-либо существовало в мире. Об этом свидетельствует его название: Золотая Орда. Алтын Орда во время своего существования по своему строению, структуре, по своему экономическому и военному потенциалу была на очень высоком уровне. Но после ее распада возле сегодняшнего Сарая был основан большой исторический пантеон. Там вместе с правителями Алтын Орды захоронен один из выдающихся казахских ханов, правнук ханов Жәнібека и Керея, Қасым Хан. Кроме Қасым Хана в этом пантеоне захоронены 7 казахских ханов, правивших после Қасым Хана: Бердібек Хан, Жәнібек Хан и т.д. Қасым Хан для нас является великим потому, что он принял Казахское ханство с населением в 200 тысяч человек и увеличил это число до миллиона, он увеличил территорию ханства и считается собирателем земель казахских. Кроме того, он известен в истории как самый храбрый и отважный батыр. Вы сами об этом знаете. В Сарайшық установлен исторический мемориальный памятник. Я недавно был в Сарайшық и видел все. Но плохо то, что река смывает части этого кладбища и многие исторические памятники уносит вода. Поэтому государство сейчас должно предпринять срочные меры. На сегодняшний день в Казахстане есть три исторически значимых места. Первое – это Ұлытау, одно из самых знаменитых мест в Казахстане. Сами знаете, там похоронены Жошы Хан, Алаша Хан и т.д. Там были найдены родовые метки, “родовые тамги” всех казахских ру, и сейчас еще их находят. Это говорит о многом. Второе – это Түркістан. Здесь находится Сарайшық, где захоронен Қасым Хан. Это тоже говорит об очень многом.

Е.С.: Это священные места казахов?

Г.Ж.: Точно так.

Е.С.: Давайте немножко отойдем от истории. Хайреке, вы являетесь автором казахстанской национальной валюты. Скажите, какие есть особенности у этой валюты?

Х.Г.: Эта валюта стала самой первой бумажной валютой в истории казахского народа. До этого у каждого казахского хана, у каждого племени, были в обиходе свои монеты. Вы все об этом знаете, потому что найденные при археологических раскопках монеты выставлены повсюду в музеях. Когда распался Советский Союз, и Казахстан получил независимость, в нашей стране образовался огромный вакуум: все связи были нарушены, заводы-фабрики не работали, царила безработица, народ не знал, что делать, был в огромном смятении. В это время, спустя два года после получения Независимости, 15 ноября 1993 года в Казахстане была введена в обращение национальная валюта – казахстанский тенге. Когда, наконец, это произошло и на руках у людей оказались казахстанские тенге, народ духовно вдохновился. Люди со слезами на глазах говорили: “Наконец-то мы стали суверенной страной со своей собственной валютой”. А если взглянуть с мировой точки зрения, эта валюта была выпущена по самым передовым на тот момент технологиям. Были затрачены большие денежные средства. Это способствовало развитию экономических отношений между Казахстаном и Великобританией, а сама валюта была выпущена по самым передовым на тот момент технологиям и вошла в десятку лучших валют мира.

Е.С.: Казахстанский тенге входит в десятку лучших мировых валют?

Х.Г.: Вошел в то время. Технологии ведь все время развиваются. Казахстанские тенге были напечатаны в Англии, этим занималась компания “Харрисон и сыновья”. Этот заказ принес компании мировую славу и особую награду – “Золотой Знак королевы Великобритании”. Тенге были признаны лучшим экспортным продуктом Британии. Именно поэтому на почетном месте в офисе компании висит щит с изображением казахстанских тенге.

Тенге стал большим идеологическим инструментом. На нем были изображены портреты наших выдающихся предков, поэтому можно считать тенге нашими священными знаками. Во-вторых, именно тенге в 1993 году вывел Казахстан на мировую финансовую арену.

Е.С.: Значит, тенге является символом, основным фактором независимости Казахстана?

Х.Г.: Да. В штаб-квартире ООН мы сделали выставку и показали все образцы тенге. И представители всей мировой общественности в один голос заявили, что самым главным и обязательным фактором государственности является введение национальной валюты.

Е.С.: Верно. Мы в этом году собираемся праздновать 550-летие Казахского ханства. Это необходимая мера для поднятия национального духа. Предстоит огромное по своему значению событие. Но, на мой взгляд, перед празднованием этой даты необходимо выяснить, где находятся места захоронения Керея и Жәнібек Ханов, какова на сегодняшний день судьба их потомков. Сейчас среди казахов много толков об этом. Как вы думаете, это необходимая мера?

Х.Г.: Здесь необходимо не только исследовать жизнь и обстоятельства смерти Керея и Жәнібека. Мне доподлинно известно, что в истории казахского народа, начиная с древних времен и до сегодняшнего дня, до конца не исследован ни один период. Казахское ханство – это небольшой период в истории казахского народа начиная с древних времен. До него и после было множество разных периодов. И ни один из них до конца не исследован. В сталинское время многие образованные казахи-историки были репрессированы, расстреляны, это эхом отозвалось сейчас. Истории Казахстана не обучали в школах, не было учебников. И сейчас все это продолжается. Человек, знающий свою историю, является духовно богатым, уверенным в себе, с высоким уровнем сознательности. Потому что все науки упираются в историю.

Е.С.: Хорошо. Конкретный вопрос. Скажите, можно ли хотя бы предположительно узнать места захоронения Керея и Жәнібека?

Г.Ж.: Мы всегда опираемся на исторические факты. Самым лучшим исследователем истории Казахского ханства является Мұхаметқайдар Дулати. В то время крупными нашими центрами были Сығанақ, Созақ, Сауран. Түркістан тогда не входил в этот ряд. На мой взгляд, они похоронены в Сығанақ. Керей Хан был старше Жәнібека. Поэтому я считаю, что они похоронены в городах Сығанақ и Сауран. Это наши первые ханы. А позднее остальные ханы уже находили покой в Түркістанском пантеоне. Я согласен с аға. Не все еще исследовано до конца. Наше Казахское государство является памятником для этих двух выдающихся мужей Божьих. Их могилы можно и не искать. Сауран, Түркістан – это наследие, которое они оставили для нас.

Е.С.: Согласен. Мы говорим об истории казахского народа. История казахов выработала некий национальный код. На сегодняшний день существуют свои особенности национальных обычаев и традиций казахского народа. Одним из них является казахский той. Недавно в Таразе на одной из казахских свадеб произошел неприглядный случай. Хозяева решили развлечь гостей стрип-танцем, танцовщица разделась чуть ли не догола. Это меня сильно удивило и раздосадовало — сидели ағашки, татешки и по всему сим фактом были вполне довольны. Скажите, о чем говорит этот тревожный факт?

Х.Г.: Это является следствием того, что в течение 70-ти лет были под запретом и почти забыты наши традиции, наша культура. История Казахстана была выброшена из школ как предмет, наша идеология была полностью заменена другой. Сейчас мы видим, как это аукнулось в наши дни. Это говорит о моральном разложении и деградации нации. Каким был казахский народ изначально? Какие мы сейчас? Каково наше будущее? Это зависит от нас. Мы сейчас создали общество под стать нам самим. Каково наше самосознание, таково и наше общество. Где были наши аксакалы? Почему они не смогли взять развратницу за руки и вывести вон, выгнать из зала? Все сидели и смотрели. Нет аксакалов. Некому следить за моралью, нет полиции нравов в виде наших әже и аксакалов. Среди гостей ведь есть и дети, и они все видят. Судьба человека в его руках. И это не единичный случай, подобных вещей сейчас очень много. Это мы создали такое общество.

Е.С.: Ғабеке, вы являетесь представителем молодого поколения казахов. Как можно остановить это?

Г.Ж.: Это большая системная ошибка. Такое положение дел сложилось не за один день. Это следствие отсутствия воспитания и отсутствия государственной молодежной политики вообще. К чему скрывать, сейчас среди молодежи большой процент безработных. Я не знаю, где это произошло, в Таразе или где-то еще, но это позорит нас всех. Аға прав — аксакалы смотрели, никто не остановил. На сегодняшний день над казахским обществом нависли тысячи угроз и опасностей. Считаю это системной ошибкой государства. Мы многое приняли и продолжаем принимать извне, из России и других стран. Я считаю, все можно поправить. Начинать нужно с пеленок, воспитания в детских садах, школах. Все ведь берет начало в стенах родного дома.

Е.С.: Аға, в этом году мы будем праздновать 550-летие Казахского ханства. Мы можем в этой связи оставить будущим поколениям важные заповеди и наставления?

Х.Г.: Это не рядовой праздник, поэтому и празднование будет не рядовым. Он запомнится всем, и останется в памяти потомков. Мы сейчас привыкли устраивать странные праздники, особенно юбилеи Астаны. Приглашаем Майка Тайсона, звезд российского шоу-бизнеса, устраиваем грандиозные салюты-фейерверки и выбрасываем миллионы на ветер. Все нужно сделать в другом формате. Надо начать со школ, подготовить программу, обучить детей, чтобы у них в памяти остались и запечатлелись деяния великих казахских ханов. Например, я всегда водил своих детей в парки, музеи. Дети быстро вырастают, не получая ничего духовного, не питаясь духовной пищей. Сейчас мир заполнен ложными и обманчивыми вещами. Нас привлекает все блестящее, все стремятся к красивой жизни — ездить на джипах и т.д. Казахский народ — уникальный. Для него всегда духовная составляющая была на первом месте, а все материальное на втором. А сейчас материальное — на первом плане. Поэтому очень важно разъяснять будущему поколению, кто они, что представляет из себя казахский народ, каково его место среди других народов, рассказать им о наших предках. Надо вести очень серьезную работу среди молодежи. Сейчас на тоях взрослые отдельно, молодежь отдельно кучкуются. Посидели, поели и разошлись. Так не было. Должен быть диалог поколений. Нужны фундаментальные преобразования.

Е.С.: Вы утверждаете, что материальное стало на первом месте, а духовное осталось в стороне. Согласен с вами.

Х.Г.: Это путь западных стран. У них главенствовала идеология материального, культ потребительства. Теперь они в духовном кризисе. У нас так не было. Но если все оставить так, как есть, мы тоже придем к этому.

Е.С.: Согласен. Ғабиден, почему вы только о казахах и говорите? От частого употребления слово “казах” не потеряет свой смысл?

Г.Ж.: Я никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не кричал на каждом углу: қазақ, қазақ. Наверное, вы имеете в виду съезд Национального совета. Мы являемся ведущей нацией казахского государства, ядром народа, его сознанием. За прошедшие 23 года мы дошли до этого уровня? Нет, не дошли. Вам об этом известно. Я против того, чтобы везде об этом судачить. Мы часто говорим о толерантности. Толерантность означает терпение. Другого такого терпеливого народа, как казахский народ, нет. Посмотрите на кыргызов. В течение 20-ти лет они прогнали нескольких своих президентов. Я привожу это сравнение, поскольку хочу сказать, что у казахского народа есть своя точка предела и если поднимется казахский народ… Екатерина Великая сказала: “Если казахи узнают свою историю, они завоюют весь мир”.

Е.С.: Вы утверждаете, что казахский народ должен отыскать свой код и занять свое место, которое он должен занимать по праву. Очень правильно сказано.

Дорогие друзья. Гостями нашей сегодняшней студии были глава научно исследовательского центра “Алаш” Хайролла Ғабжалилов и председатель фонда имени Ғабита Мүсрепова, историк Ғабиден Жакей. До встречи.