Nation: Россия и мировой порядок

Растущая западная стратегическая экспансия в Восточной Европе за счет России, наконец-то, побудила Москву нанести ответный удар на Украине и, тем самым, сломать американские расчеты. Теперь вполне понятно то, что Россия при президенте Путине больше не желает играть пассивную роль в условиях ползучего расширения НАТО в Восточной Европе. В особенности - на Украине, где линия фронта проложена между прозападными и пророссийскими элементами. Также очевидным должно быть то, что напористость России обернется серьезными последствиями для нынешнего мирового порядка, в особенности в том случае, если она объединится с Китаем, что, как представляется, имеет место в настоящее время

Пакистанская газета Nation опубликовала аналитическую статью Джавида Хусайна под названием “Russia and the global order” — “Россия и мировой порядок”.

США сталкивается с жесткими вызовами с нескольких направлений

В ней говорится так: “Нынешний мировой порядок главе с США сталкивается с жесткими вызовами с нескольких направлений. Основной вызов исходит, конечно, от Китая, который обогнал в прошлом году американскую экономику по паритету покупательной способности и может сделать то же самое в номинальном долларовом выражении где-то во второй половине следующего десятилетия, если нынешние тенденции сохранятся. Однако Китай остается далеко позади США по военной мощи и военным возможностям. Только к концу первой половины 21-го века Китай сможет достичь паритета с США в военной мощи. Но есть и другие имеющие место на международной арене изменения, которые должны стать источником беспокойства для США. Возможно, наиболее важным из них является вновь обретшая уверенность в себе Россия.

Растущая западная стратегическая экспансия в Восточной Европе за счет России, наконец-то, побудила Москву нанести ответный удар на Украине и, тем самым, сломать американские расчеты. Теперь вполне понятно то, что Россия при президенте Путине больше не желает играть пассивную роль в условиях ползучего расширения НАТО в Восточной Европе. В особенности — на Украине, где линия фронта проложена между прозападными и пророссийскими элементами. Также очевидным должно быть то, что напористость России обернется серьезными последствиями для нынешнего мирового порядка, в особенности в том случае, если она объединится с Китаем, что, как представляется, имеет место в настоящее время.

Но давайте сначала посмотрим, что произошло на самом деле на Украине. Переговоры между Соединенными Штатами, Советским Союзом и Западной Германией после падения Берлинской стены в ноябре 1989 года привели к соглашению о выводе советских войск из Восточной Германии и воссоединении Германии.

В свою очередь, американские официальные лица в феврале 1990 года дали Москве понять, что НАТО не будет расширяться на восток. Но не было никакого официального изложенного на бумаге соглашения, ограничивающего расширение НАТО в направлении Восточной Европы после германского воссоединения. Вопреки данному Горбачеву согласию, каким бы неформальным и необязательным оно ни было, НАТО добавил в свой состав 12 государств Восточной Европы в трех расширительных раундах в 1999, 2004 и 2009 годах вслед за воссоединением Германии в октябре 1990 года. Российские лидеры и ученые время от времени жалуются на предполагаемое вероломное нарушение Западом обещаний, данных Горбачеву. Россия не сумела ответить на экспансию НАТО на восток по причине своей слабости, а еще и потому, что ни один из новых членов НАТО не имеет общей границы с Россией (второй довод Джавида Хусайна не соответствует действительности, так как Латвия и Эстония граничат с Россией – авт.).

Ту трагическую драму, разворачивающуюся на Украине, надо рассматривать на фоне горечи, которую российские лидеры и официальные лица испытывают по отношению к предполагаемому вероломному нарушению обещаний, данных в 1990 году.

Выдающийся американский ученый Джон Дж. Маршеймер в статье под названием “Почему в украинском кризисе виноват Запад” (“Why the Ukraine Crisis is the West’s Fault”), которая появилась в выпуске журнала Foreign Affairs за сентябрь-октябрь 2014 года, подчеркивает то, что “Соединенные Штаты и их европейские союзники делят большую часть ответственности за (украинский) кризис. Стержневым корнем проблемы является расширение НАТО, центральный элемент более широкой стратегии по выведению Украины из российской орбиты и интегрированию ее в Запад”.

Путин решил занять твердую позицию в отношении дальнейшего расширения НАТО на восток, когда альянс на своем саммите в апреле 2008 года заявил, что Грузия и Украина, которые граничат с Россией, могут “стать членами НАТО”. Схожим образом ЕС также представил в мае 2008 года свою инициативу Восточного партнерства с целью интегрирования таких стран, как Украина, в экономику ЕС. Как отмечает Миршеймер, российские лидеры рассматривают план ЕС как враждебный по отношению к их интересам.

По этим причинам Путин решительно отреагировал на поддержанный Вашингтоном государственный переворот на Украине в феврале 2014 года с целью свержения демократическим путем избранного и пророссийского президента Януковича и замены его новым руководством в Киеве, которое оказалось насквозь прозападным и антироссийским. Это и понятно, так как Украина для России представляет собой буферное государство, отделяющее ее от Запада. Никакой российский лидер не потерпит военного альянса, который являлся смертельным врагом Москвы, в недавнем времени начавшим действовать на Украине. Вашингтон должен понять эту логику, так как он сам не потерпит того, чтобы далекие великие державы развертывали свои войска где бы то ни было в Западном полушарии, а тем более у его границ. Неудивительно то, что Путин отреагировал захватом Крыма и дестабилизированием прозападного руководства Украины.

Вопреки российскому возражению, Европейский Союз продолжал продвигать свою инициативу Восточного партнерства, ведя дело к подписанию в июне 2014 года экономического соглашения, ранее отвергнутого Януковичем, с новым прозападным правительством на Украине. Аналогичным образом министры иностранных дел стран НАТО на своей встрече в июне 2014 года без упоминания Украины объявили, что альянс останется открытым для новых членов. Ввиду столкновения политики Запада по охвату Украины своей экспансией и позиции России по сохранению ее буферного статуса, налицо перспектива обострения кризиса. Так что далеко не очевидно то, что мирный план, подписанный 12 февраля в Минске, поможет стабилизировать ситуацию на Украине, если планы получше не возьмут верх на обеих сторонах.

Неотступное следование экспансионистской политике со стороны НАТО за счет России несет в себе запал продолжительной напряженности в отношениях между ними. Россия являлась великой державой на протяжении более чем трех столетий, играя исключительно важную роль в региональной и глобальной политике.

Ее гигантская территория в Европе и Азии, ее огромный конвенциональный и неконвенциональный военный арсенал, ее позиция в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН обеспечивают ей громадное политическое и экономическое влияние, несмотря на известные слабости ее экономики и административной системы. Россия под руководством Путина сейчас находится в процессе восстановления от стратегических неурядиц, которым она подверглась после поражения в холодной войне, и повторного закрепления за собой того, что она считает своим законным местом в европейской и мировой политике.

Ввиду впечатляющего потенциала России и различных вариантов выбора, имеющихся в ее распоряжении, попытки Запада во главе с США контролировать ее посредством экономических санкций, скорее всего, не увенчаются успехом. Одна только европейская зависимость от российского газа является достаточно мощным инструмент для нейтрализации в значительной степени воздействия этих санкций. Помимо усиления напряженности, они подтолкнут Россию к формированию более тесного стратегического партнерства с Китаем, который сам сталкивается с поддерживаемыми американцами растущими вызовами по отношению к своей безопасности вследствие перебалансирования сил США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому конечным результатом станет укрепленное стратегическое партнерство между Китаем и Россией с целью уравновешивания угрозы их национальным интересам, созданной США и их союзниками. Россия также окажется побужден искать друзей и союзников в других регионах мира для того, чтобы укрепить свою безопасность и свое геополитическое положение.

Эти тенденции будут иметь далеко идущие последствия для мирового порядка и даже для регионов Южной Азии, Центральной Азии и Западной Азии, с которыми наши национальные интересы сильно связаны. Пакистан должен рассматривать и тщательно анализировать новые тенденции в международной политике, в особенности растущее согласие между Китаем и Россией с тем, чтобы защитить свою безопасность и продвигать свое экономическое благосостояние.

Складывающаяся ситуация требует не только укрепления нашего стратегического партнерства с Китаем, но и также формирования дружественных отношений и широкомасштабного сотрудничества с Россией и центрально-азиатскими республиками. К счастью, в Москве также есть понимание необходимости развития дружественных связей с Пакистаном. Я заметил это во время моих состояшихся некоторое время назад в Москве встреч с высокопоставленными должностными лицами из Института востоковедения. Укрепляя наши отношения с Россией и центрально-азиатскими республиками, мы также должны по-прежнему осозновать важность наших дружественных связей с Ираном, Турцией, Афганистаном и Саудовской Аравией”.

Автор статьи Джавид Хусайн в прошлом работал послом Пакистана в Нидерландах, Республике Корея, Исламской Республике Иран, а также руководил академией дипломатической службы и представлял свою страну в Организации экономического сотрудничества. Сейчас он является президентом Лахорского совета по международным делам.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.