Спрос на валюту в январе этого года, по данным Нацбанка, был обычным. Граждане купили в обменных пунктах много только рублей – 20 млрд, а продали – мало, 3 млрд. Но рубль – “мягкая” валюта, а Россия – наш партнер по ЕАЭС. “Твердую” валюту казахстанцы покупали-продавали стереотипно. Купили $1,5 млрд, сбыли $600 млн, а евро, соответственно, 99 млн и 53 млн. Стоимость тенге по отношению к доллару США на торгах Казахстанской фондовой биржи (KASE) вчера не изменилась и составила 185,05 тенге за $1. Поэтому новость об изменении правил – неожиданная. Возможно, спрос на доллары и евро был высоким со стороны предприятий. Но главное — информация о готовящихся изменениях в правила купли-продажи валюты на рынке, просочилась.
Нацбанк собирается внести поправки в “Правила осуществления валютных операций в Республике Казахстан”, — сообщил “Эксперт Казахстан”. Источник из инвестиционной компании, знакомый с проектом документа, сказал редакции, что главные изменения коснутся двух пунктов: рыночного ценообразования курса доллар/тенге и продажи долларов юридическим лицам.
Компаниям разрешат покупать валюту исключительно под иностранные контракты, что должно ограничить спекулятивный спрос на доллар со стороны компаний.
“По части ограничений на покупку долларов юридическими лицами, в основном это коснется национальных и государственных компаний, частным компаниям легко найти способ перемещения денег между личными счетами акционеров (которые не будут иметь ограничений) и счетами компаний, или просто иметь липовые валютные контракты”, — считает финансист, доктор экономики Мухтар Беккали.
Кроме того, из “Правила осуществления валютных операций…” уберут или изменят термин “рыночный курс обмена валют”. Сейчас это – средневзвешенный биржевой курс тенге к иностранной валюте, сложившийся на основной сессии KASE.
Но дело, конечно, не в термине, а в его использовании. “По части отмены рыночного курса вообще ничего не понятно. Если введут какое то новое понятие курса, то вопрос в том, как он будет складываться и как использоваться. Если это будет нерыночный курс и по нему юридические и/или физические лица заставят продавать валюту, то рынок породит другой – рыночный, курс, и сложится ситуация подобная той, что сейчас в Узбекистане*. Это будет прыжком в прошлое столетие”, — говорит г-н Беккали.
*Рыночный курс в Узбекистане резко отличается от официального. Поэтому валюту на сумы меняют на “сером” рынке.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.