«Теперь Путин будет держать Навального у себя под подушкой, а ещё лучше усыновит его»

Сегодня в Москве хоронят Бориса Немцова. Какие потрясения могут ожидать Россию после его гибели?

Многие эксперты и просто взрослые люди уже написали, что убийство Немцова в высшей степени «медийное». Оно случилось почти на Красной площади, у стен Кремля. На фоне той картинки, которую знает весь мир. Сам убитый, по крайней мере, в глазах западного телезрителя и читателя – фигура, наиболее точно подходящая под определение «знаменитый враг Путина». Он человек из 90-х. Из того времени, когда Россия в представлении американцев и немцев была «правильная». Он красивый, смелый, вполне голливудский. Наконец, за две недели до смерти Немцов дал интервью российской газете «Собеседник», и оно вышло под заголовком «Я боюсь того, что Путин меня убьёт».

российская оппозиция

В общем, если Немцова застрелили западные спецслужбы, они грамотно всё рассчитали. Смерть «главного врага Путина» может стать последней каплей для медийного превращения российского президента в глазах западного обывателя в существо, подобное Саддаму Хусейну, Муаммару Каддафи и Ким Чен Ыну. Никакой жалости или просто человеческого отношения такое существо не заслуживает, как крокодил или гадюка, заползшая в Диснейленд. Разговор у цивилизованных людей с рептилией должен быть короткий.

Если медийная версия верна, то наши дела довольно плохи, и надо готовиться ко многому. Например, к тому, что ватники вскоре перестанут быть метафорой и опять окажутся повседневной одеждой солдата и рабочего военного завода. А весь сегодняшний гламур через пару лет будет вспоминаться как гимназистки румяные и конфетки-бараночки из последнего довоенного 1913 года.

Но далеко не факт, что эта версия верна. На Москворецком мосту могло случиться что угодно. Например, перестарались верные Путину кавказцы. Продемонстрировали свою лояльную решительность и замочили предателя Немцова в самом центре Москвы. Они тоже любят, чтоб было эффектно. Не вписавшегося в вертикаль Героя России Ямадаева убили рядом с Белым домом, на Краснопресненской набережной. До этого было ещё одно эффектное «кавказское» убийство на Ленинском проспекте.

Счёт с «одним из лидеров пятой колонны» могли свести и брутальные герои Новороссии.

Вряд ли стоит отказываться и от «ярославской версии». Борис Ефимович в последние годы был едва ли не единственным российским политиком, который продолжал серьёзную, предметную, без дураков, борьбу с коррупцией. Он делал это не на федеральном уровне, откуда Немцова вытеснили, а на скучном и не таком медийном региональном. Борис Немцов был депутатом Ярославской областной думы, и своими расследованиями недавно поломал криминальный бизнес серьёзным людям. Эти люди лишились и больших денег, и административного ресурса. Могли они рассчитаться с Немцовым, да так, чтобы отвести от себя след? Наверное, могли.

Одно не вызывает сомнений. В сегодняшней ситуации, когда в семи сотнях километров от Москвы полыхает война, и на ней уже погибли десятки тысяч людей, борьба за власть в российской столице вряд ли долго могла оставаться вегетарианской.

Хотя, как говорят, следствие изучает ещё и бытовые версии убийства. Есть в этой истории и женщина, загадочная украинская блондинка.

Позавчера, в воскресенье, в центре Москвы состоялось траурное шествие, посвящённое памяти Бориса Немцова. Я перестал ходить на протестные митинги год назад, когда началась война на Донбассе. Поскольку определил для себя: борьба с коррупцией и путинскими жуликами это одно, а война, в которой Россия хоть и косвенно, но участвует – совсем другое. Нельзя переходить вполне отчётливую грань и оказываться на стороне тех, кто желает России поражения в этой войне. Пусть даже эти люди говорят, что хотят поражения не России, а Путину.

Но в этот раз я сделал исключение. Потому что траурное шествие не митинг протеста. Московские власти сначала отказались менять «формат мероприятия» с заявленного ранее марша «Весна» у метро Марьино на траурное шествие в центре. Заявили, что действующий порядок предусматривает подачу заявки за десять дней до мероприятия. То есть, получается, за девять дней до убийства. Потом у чиновников всё же хватило здравого смысла изменить решение.

Шествие разрешили от метро Китай-город до места убийства, которое находится в двух сотнях метров от Кремля и дальше по Москворецкому мосту в сторону Большой Ордынки. Накануне во всех ток-шоу на федеральных каналах велись воспалённые разговоры о том, что ни в коем случае нельзя допустить «московского майдана», палаток и горящих автомобильных покрышек на Красной площади.

Но никто не собирался устраивать бунт. В шествии приняли участие тихие интеллигентные люди. Которых к тому же продержали почти два часа перед рамками металлоискателей. Вряд ли это было следствием плохой организации со стороны силовиков. Просто «этим либералам» давали понять, кто в городе хозяин.

После рамок люди должны были двигаться через оцепление по чётко обозначенному маршруту, из точки А в точку Б, без импровизаций. У меня на глазах семья с двумя маленькими детьми долго уговаривала офицера из оцепления дать им возможность уйти, потому что дети устали. Окончания переговоров я не дождался, потому что толпа несла нас дальше, на Москворецкий мост…

Что дальше? Сегодня в медиа и в социальных сетях продолжают появляться драматические прогнозы развития событий. Гибель Немцова сравнивают с убийством Кирова и поджогом Рейхстага. Известный журналист Александр Невзоров написал, что теперь Путин будет держать Навального у себя под подушкой, а ещё лучше усыновит его. Поскольку, дескать, происшествие с ещё одним лидером оппозиции способно вызвать совсем уже непредсказуемые последствия в условиях нарастающего экономического кризиса и усиливающегося давления на Россию извне.

Впрочем, жизнь показывает, что подавляющее большинство страшилок имеет свойство не сбываться. Они тихо уходят в историю. Даже самые серьёзные страшилки. Помните, как после 11 сентября 2001 года многие эксперты дружно заявили, что мир никогда больше не будет прежним? Предсказывали глобальную войну между агрессивным исламом и западной цивилизацией. Но мир остаётся таким же, каким был до взрыва «близнецов». Не слишком спокойным. Но и конец света не наступил.

Могут ли из трагедии с Немцовым быть извлечены какие-то уроки? Не уверен. Если бы преступление случилось в более спокойное время, наверно, это могло привести к некоторой либерализации информационной политики российских телеканалов, более свободному обсуждению накопившихся проблем. В последние десять лет Немцова и других ярких оппозиционеров не пускали в эфир. А теперь вот телеведущие главных каналов признают, что, может быть, зря. Говорят, что Борис Ефимович был среди прочих либералов «как взрослый дядя среди детей в песочнице» (Владимир Соловьёв). Или показывают ностальгические отрывки из передачи 2002 года, когда в последний раз приглашали Немцова на передачу (Алексей Пушков).

Если бы в прежние годы Борис Немцов, а также Алексей Навальный и, например, Юрий Болдырев, имели возможность выступать перед многомоллионной аудиторией российского телевидения, многое в стране могло бы пойти по-другому. Но сейчас об этом не самое лучшее время говорить. Сегодня Россия от такой внезапной гласности реально может слететь с катушек.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.