CounterPunch: Долларовый империализм

ФРС США фактически действует как центральный банк мира, но определяет денежно-кредитную политику только в своих собственных интересах. Страны “развивающегося” мира, в особенности те из них, которые, в той или иной мере, воспринимаются в качестве соперников США, явно все меньше желают мириться с такой практикой. Россия и Китай возглавили движение за использование своих отечественных валют при двусторонней торговле с тем, чтобы дистанцироваться от долларовых расчетов. Недавно Казахстан присоединился к группе стран, поворачивающихся спиной к доллару США

 

Долларовый империализм

Издание CounterPunch опубликовало аналитическую статью Мишель Бранд и Реми Эрреры под названием “Dollar Imperialism” — “Долларовый империализм”.

В ней говорится так: Доллар – это наша валюта, но ваша проблема. Так сказал министр финансов США Джон Коннелли своим коллегам на совещании G-10, состоявшемся в Риме в ноябре 1971 года, вскоре после того, как администрация Никсона положила конец конвертируемости доллара в золото и перевела международную валютную систему в режим глобального плавающего валютного курса. Мир страдает от этой “проблемы” с тех пор, как США получили “чрезвычайную привилегию” на выпуск мировой резервной и торговой валюты по Бреттон-Вудской системе после II мировой войны.

Федеральная резервная система (ФРС) фактически действует как центральный банк мира, но определяет денежно-кредитную политику только в своих собственных интересах. Под давлением и по приказам финансовых олигополий, он устанавливает процентные ставки, и печатает деньги в свою пользу, порождая резкий спад в экономиках по всему миру. Когда ФРС захотела остановить десятилетнее снижение нормы прибыли и вытащить Америку из стагфляции в конце 1970-х годов, она резко повысила свои ставки, обрекая многие развивающиеся страны свободному падению, дефолту и долговому рабству. Тут речь идет об имевшем место в 1979-1981 г.г. “шоке Волкера”, при котором фактические ставки федеральных фондов подскочили более чем на 20 процентов в начале 1980-х годов.

Поскольку долги таких развивающихся стран были номинированы в долларах, а ставки подпрыгнули, внезапно они стали нести значительно более тяжелые нагрузки по обслуживанию долга, с которыми они могли бы справиться лишь посредством получения новых долгов под драконовские условия МВФ. В 1997 году повышение американской процентной ставки лишь на четверть пункта явилось одним из основных причин “азиатского кризиса”, поскольку “горячие деньги” побежали из Юго-Восточной Азии. Сейчас в 2015 году, при завершении программы количественного смягчения, укрепляющийся доллар и ожидаемый рост процентных ставок в США может нанести ущерб экономикам в развивающихся странах. Начиная с 2009 года, триллионы долларов, только вышедшие из-под печатного станка или позаимствованные почти по нулевым ставкам, хлынули в глобальный Юг и Восток. Но сегодняшнее монетарное ужесточение уже приводит к оттоку “горячих денег”, что дестабилизируют эти страны, при этом наличествует эффект подавления соперников Соединенных Штатов в “развивающемся” мире”.

Но страны “развивающегося” мира, в особенности те из них, которые, в той или иной мере, воспринимаются в качестве соперников США, явно все меньше желают мириться с такого рода сценариями развития событий.

Издание Leader опубликовало аналитический материал Нишки Чандрана под названием “Is the dollar getting rid of its clout amid EMs?” — “Избавляется ли доллар от своего влияния на развивающихся рынках?”.

В нем излагается следующее: “Доминирование доллара в развивающемся мире может быть поставлено под угрозу, поскольку все больше стран с развивающейся экономикой начинает сокращать свою зависимость от мировой торговой валюты.

“Уменьшение зависимости от доллара является важным трендом, который станет набирать силу, — сказал Джим Рикардс, главный глобальный стратег West Shore Funds. – Что же касается развивающихся рынков, рост двусторонних коммерческих сделок имеет большое значение для будущего доллара в качестве торговой валюты”.

Согласно январским данным SWIFT, около 80 процентов мирового торгового финансирования проводится в долларах. Но за последние несколько месяцев Россия и Китай возглавили движение за использование своих отечественных валют при двусторонней торговле с тем, чтобы дистанцироваться от долларовых расчетов. Эти две страны недавно подписали трехлетнее соглашение о валютном свопе на $24 миллиарда с целью удвоения товарооборота.

Между тем Москва и Дели могут договориться о валютном соглашении в следующем году. Такую новость сообщило две недели назад российское информационное агентство ТАСС. Россия и Египет, согласно переданным в прошлом месяце египетскими СМИ сообщениям, также рассматривают аналогичное соглашение.

Дело не просто в торговле; Россия и Китай также берут на себя инициативу в формировании пула валютного резерва в $100 миллиардов и нового банка развития для стран группы БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки).

В феврале Москва объявила о своем обязательстве внести $2 миллиарда в уставный фонд этого банка в течение следующих семи лет, в то время как доля Китая в размере $41 миллиарда является крупнейшим вкладом в валютный пул. Эти два проекта, объявленные в прошлом году, в значительной мере рассматривается экономистами как альтернатива доминированию Запада в международных финансовых институтах.

Недавно Казахстан присоединился к группе стран, поворачивающихся спиной к доллару США. Центральный банк этой страны объявил план по уменьшению долларизации экономики, сокращению использования доллара, в то время как он пытается укрепить свою национальную валюту тенге”.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.