Астана. 21 марта. КазТАГ – Жанболат Мамышев. Должны ли казахстанские торговые сети адекватно падению курса рубля к тенге снижать розничные цены на российские товары, какова текущая эпидемиологическая ситуация в стране и почему жителей села Березовка Западно-Казахстанской области никак не решат переселять, в отличие от жителей села Калачи Акмолинской области? На эти и другие вопросы КазТАГ ответил председатель комитета защиты прав потребителей министерства национальной экономики Алиакпар Матишев.
***
— Сколько плановых проверок должно быть проведено комитетом в первом полугодии текущего года?
— Спасибо за вопрос, но давайте я начну с того, что, несмотря на мораторий на проверки, который действовал в 2014 году, ответственность за безопасность граждан с нас никто не снимал. Мы свои надзорно-контрольные функции как выполняли, так и продолжаем выполнять, естественно, в рамках законодательства. Все, что касается здоровья и безопасности, — это и есть наш “фронт” работы. Другое дело, что он четко очерчен полками и прилавками магазинов. Как ввозился товар, по каким документам, как его смотрели на границе и все остальные цепочки, по которым, к примеру, пачка молока или пакет сосисок попадают к потребителю, — это не наш участок. Наша “вотчина” — розница. И в период действия моратория на проверки, я подчеркиваю, мы действуем исключительно по жалобе потребителя.
Теперь о том, что мы будем делать в 2015 году. В соответствии с приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года запланировано 4525 проверок субъектов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть мы проведем более 4,5 тыс. плановых, я еще раз подчеркну, плановых проверок.
— Можно ли говорить о том, что уровень образованности казахстанцев в вопросе защиты своих прав как потребителей возрос за последнее время? Как часто им удается защитить свои права?
— Я скажу так: защита прав потребителей — это то, что для нас всегда будет стоять выше интересов производителей, причем как иностранных, так и казахстанских. Для нас разницы нет. Но как бы мы ни старались, сколько бы партий некачественных продуктов ни снимали, расследований ни проводили, потребитель тоже не должен стоять в стороне и ждать, пока его будут защищать. Мы все с вами — покупатели. Высокопоставленные чиновники, домохозяйки — все ходят по магазинам и рынкам. Вопрос, конечно, как часто и по каким, но тем не менее. Что я лично готов посоветовать — учиться читать этикетки и хоть немного разбираться в штрих-кодах и, конечно, обращать внимание на две очень важные колонки цифр: на дату выпуска и срок хранения.
Я не могу оценивать уровень образованности казахстанцев, у меня каких-либо статистических данных на руках нет. Но! Я могу сказать, что делается, чтобы люди стали грамотнее. Это называется “информационно-просветительская работа”. Мы выпускаем специальные памятки для потребителей. В эфире республиканских телеканалов была организована трансляция 24 видеороликов и 12 телепередач “Школа потребителей”, где подробно были освещены гарантированные права потребителей в сфере оказания туристических, медицинских, транспортных услуг, жилищно-коммунального хозяйства и продуктов питания. Выпускаются ежеквартальные журналы “Ваш эксперт”. Там есть информация о возможностях получения товаров и услуг соответствующего качества, права и обязанности потребителей и продавцов, оценки и мнения экспертного сообщества, практические советы, телефоны горячих линий комитета.
Группа экспертов в области защиты прав потребителей по заказу комитета разработала и выпустила учебно-методическое пособие по защите прав потребителей. Мы постарались систематизировать казахстанский и мировой опыт в сфере защиты прав потребителей, расписать правоприменительную практику государственных органов и общественных объединений, и, конечно, остановились на ответственности за нарушения законодательства РК о защите прав потребителей.
Всю эту информационную базу мы раздавали по общественным объединениям защиты прав потребителей, учебным заведениям. Другое дело, что это все надо читать, изучать, запоминать, тратить время и, конечно, использовать. Мы пытаемся сделать так, чтобы в местах массового скопления людей — вокзалах, аэропортах, ЦОНах — постоянно было информационное видеосопровождение.
Мы стараемся максимально использовать стенды и информационные уголки рынков и торговых мест, размещая информацию для потребителей о правах, которыми они обладают, покупая товары и продукты питания. Мы рассказываем об обязанностях продавца, которые должны быть выполнены в соответствии с законом РК “О защите прав потребителей”, обязательно даем телефоны горячей линии комитета и территориальных органов защиты прав потребителей.
— В настоящее время из-за образовавшегося диспаритета в паре тенге-рубль стал очень выгодным импорт российских товаров. Вместе с тем цены на аналогичные товары в отечественных торговых сетях не снижаются. Можно ли как-то стимулировать торговцев к адекватному снижению цен на российскую продукцию или остается только взывать к их морали?
— Это, конечно, не вопрос комитета по защите прав потребителей, функционирование рынков в нашу компетенцию не входит. Но я отвечу. Будет ли эффект от того, чтобы, как вы говорите, “взывать к морали”? Не знаю, но если производители, к примеру, будут снижать цены на продукты так же автоматически, как они это делают, когда цены на ГСМ и электроэнергию повышаются, мне кажется, это было бы справедливо.
— Ожидается ли снятие/введение запретов на ввоз каких-либо товаров в Казахстан? Насколько эффективны эти меры?
— Такого плана или прогноза у нас нет. Утвердительный ответ на этот вопрос я могу дать в том случае, если, в соответствии с национальным законодательством и законодательством Таможенного союза, будут выявлены товары, которые не соответствуют требованиям нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиенических нормативов и технических регламентов с учетом оценки рисков. Здесь механизм такой — вводятся временные санитарные меры. Кстати, перечень продукции, ввоз и реализация которой на территории Республики Казахстан временно запрещены, можно посмотреть на официальном сайте комитета.
— Жители села Калачи Акмолинской области будут переселены, но жителей села Березовка Западно-Казахстанской области не собираются переселять. Какова точка зрения комитета по обоим случаям?
— Переселять или не переселять жителей поселков Калачи и Березовка — это, конечно, не компетенция комитета по защите прав потребителей. Но, по моему мнению, в первую очередь необходимо выявить связь между влиянием окружающей среды на состояние здоровья жителей этих сел, научно ее обосновать, и уже исходя из полученных результатов принимать дальнейшее решение.
— Когда планируется завершить исследование по энергетическим напиткам?
— Мы видим свою задачу в том, чтобы систематизировать и навести порядок. С 15 февраля 2015 года формой подтверждения безопасности энергетических напитков считается декларирование соответствия. По энергетическим напиткам есть отдельный регламент Таможенного союза, 021/2011 “О безопасности пищевой продукции” (ТР ТС 021/2011). По этому документу энергетические напитки исследуются на микробиологические и гигиенические показатели безопасности, в том числе на токсические элементы и содержание тонизирующих веществ и пищевых добавок.
Если о вреде алкоголя проведено много исследований, то о вреде энергетических напитков их крайне мало. Однако известно, что в энергетических напитках есть и сахароза, и кофеин, и он, в отличие от фруктозы и глюкозы, которые применяются для подслащивания напитка, уже квалифицируется как психостимулятор. Уменьшает сонливость, с усталостью борется, повышает работоспособность, убыстряет пульс и т. д. Действие обычной дозы кофеина длится примерно три часа, однако выводится он медленнее, поэтому, если употреблять повторно, возможна передозировка.
— Какова текущая эпидемиологическая ситуация в Казахстане? Можно ли ожидать весну без эксцессов?
— На ваш первый вопрос могу ответить одним словом — “стабильная”. Эпидемиологическая ситуация по инфекционной заболеваемости в Казахстане за 2 месяца 2015 года устойчивая. Нашими специалистами не регистрировались случаи заболевания по 15 видам, на профессиональном языке они называются нозологии: холерой, брюшным тифом, паратифами, чумой, туляремией, сибирской язвой, дифтерией, столбняком, малярией, полиомиелитом, краснухой, клещевым вирусным энцефалитом, гепатитами D, Е, риккетсиозами.
Зарегистрированы единичные случаи заболеваемости бешенством, листериозом, лептоспирозом, ГЛПС (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом), трихинеллезом, гепатитом С.
Если смотреть на январь-февраль прошлого года, можно говорить о снижении заболеваемости гепатитом А в 3,3 раза, ротавирусными энтеритами — на 35,7%, бактериальной дизентерией — на 21,2%, сальмонеллезом — на 19,8%. Бактериальные пищевые отравления снизились на 14,6%, группа острых кишечных инфекций — на 14,3%, туберкулез — на 4,9%, сифилис — на 12,5%. Комментировать эти цифры не буду, они говорят сами за себя.
— На недавнем совещании в министерстве сельского хозяйства прозвучало мнение о том, что комитет по защите прав потребителей не справляется с поставленными перед ним задачами, и рекомендация брать пример с экс-главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Как бы Вы прокомментировали эти заявления?
— Сравнивать нас с Геннадием Григорьевичем не совсем корректно, у него усов нет… А если серьезно, то комитет по защите прав потребителей министерства национальной экономики работает исключительно в рамках той законодательной базы, которая у нас сегодня есть. Такова реальность. Что касается защиты казахстанских потребителей от некачественной импортной продукции, то я еще раз подчеркну, что для нас интересы потребителей выше интересов производителей. Неважно, иностранные это производители или отечественные.
— Благодарю за интервью!
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.