Навстречу выборам. Вануату как школа евразийской демократии

Что такое обратный карго-культ, и почему избирательная кампания в Узбекистане вызывала улыбки у московских политологов, а казахстанская не вызывает

 

культ карго

Вы, конечно, знаете, как возник карго-культ. Во время Второй мировой войны жители Меланезии (это группа островов в Тихом океане; теперь там государство Вануату), впервые увидели самолёты белых людей и их замечательные грузы (карго). Всякие там ящики вкусных консервов, тюки красивой одежды, зажигалки, фонарики, крепкие удобные ботинки, палатки, картинки с белыми женщинами, бутылки огненной воды.

Туземцам эти карго очень понравились! Тем более, что пришельцы, чтобы установить с аборигенами добрые отношения, дарили им баночное пиво, ботинки и журналы “Плейбой”. Или меняли на ракушки и красивые камешки.

Местные видели, что грузы доставляются с неба. Для их получения белые люди чертили на земле загадочные полосы, надевали на голову наушники и кричали непонятные слова. Посылали небесам знаки кострами или прожекторами, размахивали флажками.

Потом война кончилась. Белые люди покинули острова. А местным очень хотелось продолжения праздника. Они стали делать то же самое, что делали гости. Ведь понятно, что прекрасные грузы появлялись у них в результате магических действий.

Через несколько лет на острова прибыла этнографическая экспедиция. Учёным открылась удивительная картина: туземцы проложили в джунглях просеки, построили бамбуковые вышки с антеннами. Из соломы и кизяка сделали самолёты. Из половинок кокосового ореха — наушники. Стройные тела местных мужчин были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Время от времени эти мужчины строились в колонны и маршировали с бамбуковыми карабинами на плече.

Казалось бы, при чём здесь наша Евразия?

Ну, правда, в начале 90-х мы тоже отказались от старых культов. Перестали строить Светлое Коммунистическое Будущее. Переняли у американцев и западных европейцев культ Свободного Рынка и Демократии. Однако на этом сходства кончались. В отличие от аборигенов Меланезии, мы всё делали по-настоящему. Уже в 1992 году в суверенных постсоветских республиках были смонтированы стальные надёжные механизмы демократии. Их коленчатые валы поблескивали свежим машинным маслом. Могучие сдержки и противовесы были готовы к серьёзной работе.

И работа не заставила себя ждать! С первых дней надо было бороться с поднимающей голову коррупцией. Поскольку суверенные министры и губернаторы после упразднения Центральной Контрольной Комиссии ЦК КПСС принялись безудержно воровать.

На этот случай в новых машинах демократии – казахстанской, российской, белорусской — была предусмотрена Контрольная палата парламента. За первый год депутаты провели десятки проверок и собрали огромное количество доказательств: в самом деле воруют, сволочи! Как перед концом света.

Председатель белорусской Контрольной палаты поднялся с этим компроматом на трибуну и произнёс зажигательную речь. Он сказал, что надо пересажать всех воров, а некоторых даже расстрелять. Выступление смелого председателя видела по телевизору вся страна. Демократические механизмы работали! Народ полюбил героя и выбрал его президентом. Звали этого человека (и сейчас зовут) Александр Григорьевич Лукашенко.

У вас в это время так же убедительно выступал председатель Контрольной палаты Верховного Совета РК Газиз Алдамжаров. На горизонте тоже маячили президентские выборы. Но ситуация пошла по-другому. Машина казахстанской демократии вдруг почему-то заскрежетала и остановилась. Говорят, в неё вставили лом. Но может это и неправда.

Как бы то ни было, казахстанский парламент неожиданно решил самораспуститься! Были назначены новые выборы. После них оказалось, что новый парламент снова получился железный. По-прежнему хотел летать. Его опять распустили.

В России происходило то же самое, только ещё и со стрельбой.

С тех пор у нас с вами вместо настоящих самолётов демократии – понарошечные. Как бы самолёты. Не соломенные, конечно, мы не дикари и нищеброды – а из красного дерева, инкрустированные бриллиантами.

В положенные сроки на взлётно-посадочную полосу выходят люди в хорошо пошитых европейских костюмах с крупными надписями “Оппозиция” на спине и груди. Эти люди, как положено настоящим кандидатам в президенты, проводят встречи с избирателями. Говорят о чём угодно – о глобальном потеплении, о проблемах автомобильной промышленности США и педофилии в Западной Европе. Только бы не задеть действительно болезненные для страны проблемы. И не оказаться в роли актёра Бубенцова, нанятого сыграть карбонария и принятого безбашенными гусарами за настоящего борца против тирании.

Но ещё интересней ситуация в братском Узбекистане. Там в Конституции есть статья 90. Она прямо указывает, что одно и то же лицо не имеет права занимать пост президента больше двух сроков подряд. Но эту статью узбекам просто запрещено упоминать! То есть никто не скрывает, что самолёт соломенный. Наши с вами начальники хотя бы переписывают Конституцию или хитро изымают из неё слово “подряд”.

При этом евразийская элита вряд ли глупее западной. И духом не слабее. Из-за больших денег и больших портфелей эти люди устраивают такой кокпар, такие гонки на колесницах, столько проявляют изобретательности, мужской отваги, азарта и коварства, что куда там изнеженным американцам и европейцам. Но в наших краях раз в четыре года полагается надевать на голову кокосовые наушники. Что тут поделаешь?

Я вам больше скажу. Вот оппозиционер Лукашенко, как уже упоминалось, в 1994 году пришёл к власти при помощи настоящей машины демократии. И с тех пор эту власть никому не отдаёт. В Минске нынешним летом опять пройдут как бы выборы – и уже в пятый раз на них будут маршировать кандидаты с бамбуковыми карабинами.

Можно предположить, что, если бы в Казахстане двадцать лет назад оппозиции удался тот же маневр, сейчас страна в пятый раз переизбирала бы Газиза Камашевича Алдамжарова на пост президента.

Тем не менее, “как бы выборы” вызывают определённый дискомфорт у евразийского начальства. Гнилые интеллигенты по фейсбукам перешучиваются. Старшеклассники и студенты задают преподавателям неудобные вопросы. И тогда правильные евразийские политологи дружно заговорили о том, что на Западе тоже нет никаких демократических выборов. Вся эта борьба республиканцев и демократов, лейбористов, консерваторов и прочих зелёных, все дебаты в прямом телеэфире – фуфло, разводка лохов.

Одна остроумная московская девушка назвала данную теорию “обратный карго-культ”:

Это такой обратный карго-культ — вера в то, что у белых людей самолеты тоже из соломы и навоза, но они ловчее притворяются. А мы, чистые душой аборигены, не так талантливо притворяемся, и в этом тоже есть отдельная гордость. Религия эта особенно распространена среди руководства — им тоже лестно быть циничными и не верить в самолеты и тушёнку…

Государство Вануату тем временем вводит безвизовый режим с Россией. Надо будет съездить посмотреть, что там у них сейчас с карго-культом и с президентскими выборами.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.