Мосты для кого?
Надземные пешеходные переходы — мосты, приемлемы лишь для части горожан — молодых, здоровых. Только днем. Какие-то вандалы разбивают ограждения мостов. Зимой ступеньки — скользкие. Переход становится опасным. Удобнее пользоваться подземными. Еще удобнее — наземные переходы, оборудованные знаками, специальным освещением.
Акимат Алматы начал кипучее строительство надземных пешеходных переходов года четыре назад, вслед за строительством автодорожных развязок. Городу строительство, ремонт, освещение мостов обходится в десятки миллиардов тенге.
Мосты освободили дороги для машин, но создали проблемы пешеходам. На таком переходе надо подняться на 65 ступенек и спуститься. А если пешеход – пожилой человек, мама с детской коляской или инвалид?
«Мост «отрезал» нас от города. Мне очень тяжело ходить по нему. А как мы просили акимат сделать подземный переход. Но нам отказали», — говорит живущая по Шашкина – выше Аль-Фараби пенсионерка Валентина Алексеевна.
Оборудование для подъема таких горожан, есть на каждом мосту: простые подъемники или красивые и, наверно, дорогие, прозрачно-затемненные лифты. Но ни те, ни другие не работают. Для чего это оборудование? Для показательных спектаклей о красивой жизни алматинских пенсионеров и инвалидов?
Сколько в Алматы построено надземных пешеходных мостов? Сколько заплатил город за смонтированное оборудование и лифты для подъема инвалидов и пожилых людей? Ведь эти лифты никогда не работали. С них даже не снята заводская оклейка. В какие суммы городу обходится их ремонт, освещение? Почему акимат почти не строит подземные переходы? — Эти вопросы содержал наш запрос, сделанный в марте. Но акимат так и не ответил.
Почем мосты?
Из информации на сайте акимата следует, что на строительство дорог в Алматы в 2013-м только из городского бюджета был потрачен почти 1 млрд, в 2014-м – больше двух, в 2015-м, по плану, – почти 3 млрд тенге. Плюс «пробивка улиц» – около полумиллиарда – в 2013-м и по четыре млрд тенге в 14 и 15-м годах. Плюс на «строительство пешеходных переходов на магистральных улицах» – почти по два с четвертью миллиарда ежегодно. Из республиканского бюджета только на развязки в Алматы за три года уйдет 57,5 млрд тенге.
Ситуация ухудшается. Чем больше акимат строит дорог, тем сложнее жить в городе без машин и тем больше горожан их покупает. Больше дорог — больше машин. Замкнутый круг. Сейчас у алмаатинцев примерно 3 автомобиля на 10 жителей. Поэтому ситуация с пробками лучше не становится? Построить в несколько раз больше дорог, чем есть, чтобы проехать могли все эти машины, а ещё – жители пригорода и городов-спутников, невозможно.
Скандинавы подобные проблемы поняли и выработали тактику борьбы с пробками. Развивают общественный транспорт и перемещения по городу на нем стимулируют, а на личных автомобилях – нет.
«Главный человек города – человек идущий от точки А до точки Б. Это – люди с колясками, инвалиды. Второй уровень – человек на велосипеде – экологически чистом транспорте. Третий уровень – транспорт общественный. 4-й и 5-й уровни – это автомобиль, который едет по дороге и автомобиль припаркованный. В Алматы все перевернуто. На первом месте – припаркованные автомобили. Они — везде: на обочинах дорог, во дворах, даже на детских игровых влощадках. Они всем мешают», — говорит дизайнер и архитектор Тимур Актаев.
Акимат с этими «парковками» не борется. Сами автовладельцы, когда их пытаются «подвинуть», возмущаются: «Нам же парковаться где-то надо».
Общественный транспорт деградирует. Акимат стимулирует пробки строительством дорогих развязок и расширением ведущих в центр города шоссе. Зачем это делать, если весь центр и так стоит в пробках?
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.