Казахстанские таможенники и налоговики берут по таксе. В дело вмешаются аудиторы и электронные счета-фактуры

Секретный прайс-лист таможенных и налоговых коррупционеров озвучили на конференции по электронным счетам-фактурам и мониторингу качества услуг комитета госдоходов налогоплательщики и сами комитетчики. По данным опроса 13424 респондентов, такса за таможенную очистку товаров и проведение дополнительной проверки по стоимости товаров - 100-110 тысяч, ликвидация юрлица - 70 тысяч тенге. Сколько теряет Казахстан из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками комитетов – не сказали. В том, что компании и организации выиграют в результате введения электронных счетов-фактур, людей убеждали. И разъясняли азы их введения

Таможня “дает добро” за сто тысяч

Наиболее коррумпированные услуги — таможенный контроль на границе и ликвидация юридических лиц, — сообщается в докладе Ассоциации налогоплательщиков Казахстана (АНК) по результатам мониторинга работы комитета госдоходов Минфина.

По данным опроса, проведенного по заказу АНК Центром исследований “Сандж” с сентября 2014-го по май 2015-го, наибольшие взятки берут за таможенную очистку товаров и проведение дополнительной проверки по стоимости товаров — 100-110 тысяч тенге. Ликвидация юридического лица “стоит” дешевле – 70 тысяч, другие услуги – от 5 до 20 тысяч тенге. Предприниматели платят больше: за налоговые услуги, в среднем, 55600 тенге, за таможенные – 39700 тенге, физические лица – меньше: 10000 и 15900 тенге, соответственно.

“Плохо созданы или не работают механизмы противодействия коррупции, то есть сотрудники все еще имеют возможность принимать вознаграждения”, — отметила глава АНК Жаннат Ертлесова, представляя результаты опроса.

таможенные и налоговые коррупционеры

По данным опроса, высокая коррупция наблюдается и при прохождении границы физлицами – примерно каждый тринадцатый платит нелегально. Среди налоговых услуг наиболее коррумпированные, особенно в Мангистауской, Жамбылской и Актюбинской областях, — ликвидация юрлица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя (ИП).

Одна из причин возможной коррупции — нехватка кадров для проведения проверок при ликвидации бизнеса. “…Ликвидационные заявления поступают внепланово. Поэтому получается, что на одного нашего инспектора есть несколько предписаний: одно плановое и 3-4 внеплановых. Это влияет и на качество проведения проверок, и даже на коррупционную составляющую”,- пояснил зампредседателя комитета госдоходов Аргын Кипшаков.

Вскоре здесь ожидаются новшества. “Функцию налоговых органов в части проверок при ликвидации бизнеса передадут аудиторским компаниям на аутсорсинг. Сейчас идет работа по передаче… Эта работа совместно с АНК в течение полугода проводилась. Есть приказ. Я думаю, до конца года (она будет закончена – авт.), это тоже дает преимущество для бизнеса при ликвидации”, — полагает г-н Кипшаков.

Не коррумпированными 79% респондентов считают налоговые органы.

Электронные счета-фактуры могут стать обязательными

С 1 января следующего года, возможно, станет обязательной выписка счетов-фактур в электронном виде, — информируют предпринимателей налоговые органы. До сих пор это было добровольным решением. По расчетам экспертов, компьютерные счета-фактуры позволят казахстанскому бизнесу экономить минимум 5 млрд тенге в год.

Обязательность электронного формата счета-фактуры вынудит компании переходить с бумажного на электронный документооборот. Зато потом это будет экономить время на подготовку документа или его поиск в архиве, сократятся сроки оплат оказанных услуг и снизится дебиторская задолженность. Процесс согласования и подписания документа станет прозрачным — всегда можно узнать, на какой стадии и у кого находится тот или иной документ.

Появится “… возможность выписки электронной счет-фактуры в иностранной валюте, увеличится срок ее выписки с 7 дней на бумажном носителе до 15 дней”, — убеждает участников конференции зампредседателя комитета казначейства Минфина Айгуль Байгужина. Часть документов в компаниях уже подписывают электронной подписью. Особенно, в крупных компаниях, для которых электронный документооборот — неизбежность.

Понятно, что крупными компаниями электронные счета-фактуры принимаются. А когда они будут приниматься малым бизнесом? — Когда нынешние девушки станут бабушками? – подгоняет Жанат Ертлесова.

Большой, набитый людьми зал, смеется. И, в свою очередь, задает вопросы. Их — столько, что президиум из 12 человек еле успевает отбиваться.

ЭЦП для ЦОНа отличается от ЭЦП для счетов-фактур?

Главное, чтобы они были выписаны НУЦ (Национальным удостоверяющим центром), — минуту подумав, отвечает, кажется, зампред Комитета госдоходов Аргын Кипшаков.

У нас – несколько ключей: для налоговых органов, для счет-фактуры и другого. И они еще обновляются. Можно их объединить?

Мы пытаемся это сделать, — говорит г-жа Ертлесова.

После некоторых ответов президиума, зал хором возражает. – Понятно, что практика в Казахстане явно “богаче” просвещенной теории.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.