Алматы. 3 июня. КазТАГ – Динара Жаркеева. В эти дни выпускники школ и их родители с волнением ждут результатов Единого национального тестирования (ЕНТ), которое станет своеобразной путевкой во взрослую жизнь. Не скроем, что от домохозяек до парламентариев не утихают споры об объективности этого метода проверки знаний. О плюсах и минусах единого тестирования рассказывает корреспондент КазТАГ, которому также довелось в свое время сдавать ЕНТ.
В этом году в тестировании примут участие 87 тыс. выпускников общеобразовательных школ. Это на 20 тыс. меньше, чем в прошлом году. Статистика показывает, что если в 2014 году ЕНТ сдавали 80% учеников, то в текущем – 71%. Причем это средний процент по стране. Если взять цифры в разрезе по регионам, то, по словам депутата мажилиса парламента Асимы Бимендиной, в Карагандинской области в прошлом году процент участия был всего 44,3, в Костанайской – 56,2, в Северном Казахстане – 58,4. При этом она отметила в качестве основной проблемы то, что нет равного доступа к участию в процедуре Единого национального тестирования, потому что администрация школ не допускает до экзаменов учеников, которые, по их мнению, могут испортить показатели учебного заведения.
С одной стороны, учителей и директоров школ понять можно, ведь от результатов их подопечных напрямую зависит их зарплата и карьера. Но разве может человек объективно относиться к ученику, который плохо учился и теоретически может повлиять на его карьеру и оклад? Скорее всего, нет. Поэтому естественный отбор начинается уже в 9 классе. Кто-то уходит в колледж по собственному желанию, кому-то об этом намекают, третьим очень настоятельно рекомендуют. А с тех, кто все же хочет проучиться 11 классов, берут обещание об отказе от сдачи ЕНТ.
Таким образом, единое тестирование, планировавшееся как инструмент, гарантирующий социальный лифт для молодежи, такой функции, увы, не несет. Совершилась подмена системы, ориентированной учить и передавать знания, на систему подготовки к ЕНТ.
ЕНТ уже не главная оценка в аттестате
Для выпускников 2015 года результат тестирования перестал быть главной оценкой в аттестате. Как сказал накануне министр образования и науки Аслан Саринжипов: «Небольшие нововведения в этом году были. Как мы объявляли, в аттестат в этом году пойдет средняя оценка, то есть средняя между баллом ЕНТ и годовой оценкой учащегося. Мы считаем, это более справедливый подход».
Больше всего настораживают «небольшие нововведения»… За 11 лет истории тестирования по формату «в аттестат оценка ЕНТ» сдали свыше 1 млн 422 тыс. человек, некоторые из них сдали удачно и получили бесплатное обучение, а кто-то в силу разных обстоятельств провалил экзамен. В обоих случаях абсолютно не важно, отличник он или двоечник.
При этом напомним, что средний балл аттестата напрямую влияет на рассмотрение бесплатного места в вузе. С другой стороны, много радоваться нынешним выпускникам тоже незачем. Ведь выходит, что отношение учителей к любимчикам и к тем, кто не является таковым, от которого мы так бежали, вводя беспристрастное ЕНТ, вновь возвращается. Получается замкнутый круг.
Поскольку по результатам ЕНТ на кону стоит поступление или непоступление, то ученики и их родители готовы на все, чтобы повысить результаты, создавая благоприятные условия для развития коррупции на местах. Помимо этого, процветает бизнес у желающих нажиться на различных подготовительных курсах. В том числе, как оказалось, существуют даже курсы по психологической подготовке, там то утверждают, что успех сдачи экзамена зависит именно от психологического настроя, то обещают повысить результат сдачи экзаменов на 20-30 баллов.
Весьма развит также бизнес, связанный с изданием и продажей так называемых тренировочных тестников. Не менее актуален бизнес, который отметили и наши депутаты, – это продажа ответов, различных преимуществ в аудитории и прочего, также зависящего от обстоятельств.
Буфер между школой и институтом
Отметим, что за годы проведения ЕНТ в стране выросло количество учащихся колледжей. Многие школьники, боясь провалить экзамены, идут в колледжи. Таким образом, дискредитирована сама идея среднеспециального учебного заведения. В настоящее время эти заведения, где должны готовить профессиональные кадры для народного хозяйства, превратились в своего рода буфер между школой и институтом. В них стекаются как не поступившие в 10 класс, так и те, кто не набрал необходимое количество баллов. Они, чтобы не терять год до следующей попытки, несут документы в колледж. Не случайно и то, что практически каждый институт имеет при себе колледж. Возникает ощущение, что колледжи превратились в дополнительный источник дохода для вузов.
Для наглядности можно подсчитать, во сколько обойдется школьнику бесплатное высшее образование. Начнем с литературы – многие учителя выпускают собственные хрестоматии, в которых коротко описан материал, касающийся вопросов единого тестирования. Такие книжки актуальны по гуманитарным наукам, в них не сухие тезисы «вопрос-ответ», а именно описание. Для естественных наук есть сборники задач.
При этом данные пособия с каждым годом дополняются новыми вопросами. Ведь наше креативное министерство откуда-то находит новые задания и каждый год обновляет базу вопросов на 30-35%. Так появляется, например, история Казахстана с дополнениями – части 1, 2, 3 и т. д., а для полной подготовки, конечно же, нужно приобрести весь комплект. Обойдется он в среднем по Т600 за каждую часть. Допустим, таких 4 – итого Т2400.
Также стоит потратиться на тестники, которые обойдутся в среднем по Т500. Так как предметов 5, соответственно, это уже Т2500. Учтем и подготовительные курсы, их стоимость составляет порядка Т22 тыс. в месяц за подготовку 4-х основных предметов, а также по Т8 тыс. за предмет по выбору. Курсы, на которых обещают ликвидировать все пробелы в знаниях и помочь сдать ЕНТ на все 125 баллов, длятся около 6 месяцев. В итоге получаем Т180 тыс. за подготовку по пяти предметам. Кроме этого, в школах проводятся так называемые пробные тестирования. Они, конечно, не бесплатные – около Т300, если взять промежуток в 4 месяца, когда пробное ЕНТ проводится каждую неделю, то это уже Т4800. Подсчитав все затраты на одного ученика, мы в итоге получим Т189 700, а это уже доступно не каждому…
Вместо знаний – сплошная зубрежка
Это, заметим, только вершина айсберга, а есть подводная часть – услуги так называемых специалистов по ЕНТ, которые предлагают помощь во время экзамена с помощью мессенджера. Ну и взятки и новейшее оборудование никто не отменял. Кроме этого, не стоит забывать и про мошенников. Например, МОН РК накануне тестирования распространило информацию о сборах средств для повышения баллов ЕНТ, их собирают якобы для оплаты услуг наблюдателей из министерства.
Удивительно, что за полгода репетиторы, различные компании, занимающиеся подготовкой к ЕНТ, чаще всего повышают балл, а учителя, если они не являются платными репетиторами, с такой же задачей не справляются за год. Связано ли наличие бескрайнего числа подготовительных курсов с тем, что подготовку к тестированию учителя проводят бесплатно и держится все только на страхе не пройти очередную аттестацию и получить «по шапке» за плохие результаты ЕНТ?
Страшной бедой тестирования является то, что этот метод заставляет учеников вместо получения знаний заниматься зубрежкой. Ведь подготовка к сдаче экзаменов единого тестирования и получение знаний – это абсолютно разные вещи. Понятно, что это приводит к кризису мышления и мы получаем поколение зубрил, запоминающих один вариант ответа в 3-4 словах, и тот вскоре забывается. Например, школьники будут знать дату, когда образовалось Казахское ханство, но не смогут рассказать о причинах, побудивших Жанибека и Керея откочевать от Абулхаир хана.
Учитывая, что Казахстан принимает ряд различных государственных программ по повышению конкурентоспособности страны на мировой арене, главный вопрос должен быть адресован чиновникам: смогут ли вчерашние школьники, воспитанные уже на идее ЕНТ, претворить эти программы в жизнь? Все-таки, чтобы реализовать амбициозные задачи, нужно мыслить нестандартно, а тестирование не дает мыслить шире, ограничивая школьника односложными вариантами ответов.
Переход к ЕНТ – самое масштабное нововведение в системе образования суверенного Казахстана. Более чем за 10 лет его проведения можно подвести итоги. К сожалению, они плачевны. Примечательно, что в свое время вице-министр образования Мурат Абенов даже заявлял об отмене с 2015 года ЕНТ, но, как видим, министры приходят и уходят, только ЕНТ живет и не тужит. У уполномоченного органа также не сформировалось мнения, нужно нам тестирование или нет.
Не сомневаемся, что и в этом году ожидаются конфузы на едином тестировании: с глупыми вопросами, плохой организацией и скандальными результатами. Вот и получается, что на вопрос: назовите нехорошее слово из трех букв, можно где-то даже услышать – ЕНТ…
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.