Воздухогонство мешает ветропроизводству

«Закон «Об электроэнергетике» 2004 года поставил барьер на пути возобновляемых источников энергии». Прошел Дискуссионный клуб Ярослава Разумова по теме «Возобновляемые источники энергии в Казахстане: потенциал и реалии»

Неготовность единой энергетической системы (ЕЭС) Республики Казахстан к работе с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Кроме гидроэлектростанций. Так характеризует современное положение дел Геннадий Дорошин, кандидат технических наук, эксперт по ВИЭ, выступивший с докладом в качестве гостя дискуссионного клуба.

альтернативная энергетика казахстан

Первая промышленная революция – XIX век – основывалась на традиционных источниках энергии (в первую очередь уголь), отмечена изобретением парового двигателя и развитием железнодорожного транспорта.

Ядром второй промышленной революции в XX веке стали широкое использование электричества, создание электродвигателя, телефонии, радиосвязи, поточного производства. ТрИЭ (традиционные источники энергии) дополнились ГЭС и АЭС. Первой гидроэлектростанцией в Казахстане стала ГЭС, построенная недалеко от Зыряновского рудника в 1892 году.

XXI век – это аддитивное производство (3D-печать). «Революция оцифрованная», – так характеризует третью промышленную революцию Геннадий Дорошин. Она сопровождается массовой заменой рабочих («синие воротнички») роботами. То есть большая масса людей изымается из производства, при этом основным классом производителей становятся «белые воротнички» – инженерно-технический персонал. Вопрос по источникам энергии, которые сопровождают третью революцию, пока остается открытым.

«XXI век – переход к водородной энергетике, – считает гость дискуссионного клуба. – Чтобы из воды получить водород – нужна энергия. Хватит солнечной». Г-н Дорошин привел прогноз от Джереми Рифкина, который выдвигает модель недалекого будущего, где масса небольших производителей и потребителей энергии объединена в сеть. Излишки энергии складируются в виде водорода (пока не придумали технологии хранить сразу в электричестве).

В европейских странах уже 25-30% источников энергии являются возобновляемыми (правда, основная часть этого объема остается за гидроэлектростанциями). Средний показатель в мире – 22,1%. По Казахстану аналогичный параметр – 9,4%, где 8,4% приходится на ГЭС.

Если 2% территории РК (наиболее подходящие) заставить ветряками, то можно получать 929 млрд кВтч/год. Согласно планам правительства, до 2030 года ВЭС (ветровые электростанции) должны производить 500 МВт.

Барьерами на пути развития ВИЭ Геннадий Дорошин назвал закон «Об электроэнергетике» 2004 года. В планах развития единой энергосистемы возобновляемые источники энергии не учитываются. Масса административных барьеров на этапах согласования проектов ВИЭ (особенно выделение земли и разрешение на подключение в сеть). До 1 августа 2015 года действует мораторий на подключение ВИЭ к энергосистеме. Официальное объяснение: «Мораторий из-за неготовности ЕЭС». Что касается традиционной энергетики, то здесь новых мощностей не вводится.

«Государство не управляет элементарными вещами, – дал характеристику происходящих процессов Александр Трофимов, институт «Казсельэнергопроект». – Политики должны понимать что они творят». В качестве примера он привел ситуацию с разработкой новой нормативно-технической базы. Государство на эти цели выделило 8 млрд тенге, а на практике люди непонятной квалификации скачивают из интернета не относящуюся к делу информацию и выдают за нормативы. «Самые коррумпированные – это тендерные комиссии и экспертиза», – указал г-н Трофимов.

«ВИЭ могут себе позволить только богатые страны», – считает общественный деятель Петр Своик. Он привел округленные цифры, согласно которым, если взять угольный кВт как базовый, то атомный в эксплуатационном тарифе будет стоить в 1,5 раз дороже, ветровой – в 2 раза и солнечный – в 3 раза. На это специалисты по возобновляемым источникам энергии возразили, что стоимость оборудование для ВИЭ дешевеет (особенно китайское), а его производительность растет. Если брать угольные электростанции по современным требования экологии и производства, то их производительность уже не дешевле, чем у ветровой энергетики.

В общем, Геннадий Дорошин по ВИЭ в Казахстане резюмировал, что какие-то практические шаги в нужном направлении делаются, но идти еще очень далеко. Существующий порядок вещей отпугивает потенциальных инвесторов в ту же ветроэнергетику, поскольку им непонятны правила игры и реальные намерения правительства.  

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.