Гибкий «зайчик». Беларусь переходит на механизм проведения валютных торгов в форме непрерывного двойного аукциона

1 июня на валютном рынке Беларуси ожидается маленькая революция: с этого дня Нацбанк переводит биржевые торги в режим непрерывного двойного аукциона. Таким образом регулятор следует совету международных финансовых организаций повысить гибкость курсообразования и сделать этот механизм более прозрачным

До сих пор торги проводились методом фиксинга. То есть участники перед началом торгов подавали предварительные заявки на покупку-продажу валюты, а Нацбанк, в зависимости от складывающейся разницы между объемами заявок, осуществлял повышение или понижение курса валюты лота. Таким образом по каждой валюте формировались единые курсы Нацбанка на завтра.

Теоретически в этом методе задействован механизм закон спроса и предложения, однако на практике курс выставлялся все равно непрозрачно – административным решением Нацбанка.

валютный рынок Беларуси

Режим непрерывного двойного аукциона предполагает, что Нацбанк из хозяина торгов превратится в рядового участника. Суть метода в том, что одновременно осуществляется регистрация цен на покупку и продажу валюты, которые отражаются на электронном табло для обозрения всеми участниками. При этом сделки совершаются только при полном совпадении заявки продавца и покупателя. Совпадения по цене не случилось – заявка будет ожидать своего "счастья", или же участник торгов должен изменить свои требования.

Это опять-таки в теории. А как будет на практике, доподлинно пока неизвестно. Банки стараются предугадать развитие событий и предупредить своих клиентов о возможных неприятностях.

Хозяйствующих субъектов можно разочаровать: они так и не увидят, как меняются курсы на бирже. Согласно постановлению Нацбанка РБ, предприятия смогут участвовать в торгах на бирже только при продаже обязательной 30-процентной части валютной выручки, все остальные валютные сделки они смогут осуществлять только на внебиржевом валютном рынке.

На бирже же операции будут проводиться банками от своего имени и за свой счет, либо от своего имени и по поручению клиентов.

Другими словами, предприятие поручает банку продать на бирже обязательную часть своей валютной выручки, а банк размещает заявку. Если раньше предприятие знало, что валюта обязательно будет продана, и по единому фиксированному курсу, то теперь будущее порученных банку денег туманно.

В условиях непрерывного двойного аукциона один банк продаст валюту по лучшему курсу, другой – по худшему, третий – по средневзвешенному. Так же вероятно, что большие суммы будут продаваться частями по разным курсам.

Если же во время биржевой сессии всю валюту, подлежащую обязательной продаже, реализовать не удастся, то банк сможет допродать ее в период закрытия торговой сессии, но лишь по некоему средневзвешенному минимальному курсу. В общем, обиды и претензии предприятий-клиентов к банкам гарантированы.

Риски тем выше, что обороты на валютном рынке Беларуси довольно малы, и значит, колебания спроса и предложения на валюту будут очень существенными, так что новый механизм, скорее всего, приведет к резким скачкам курса белорусского рубля.

Белорусские эксперты уже успели вообразить грядущий хаос в обменниках (представьте, что разные банки в течение дня покупают и продают валюту по курсу с разницей в несколько процентов), но Нацбанк поспешил успокоить: торговая сессия будет длиться не весь день, как на Московской бирже, а всего лишь час. По крайней мере, на первом этапе.

Тем не менее для участников торгов риски велики. И чтобы их снизить, банки наверняка увеличат маржу между курсами покупки и продажи валюты, что сделает операции с иностранной валютой более убыточными для населения.

А это, в свою очередь, может спровоцировать новую волну панических настроений среди белорусов. Чтобы сбить ажиотаж, Нацбанку придется либо снова поддерживать курс рубля за счет валютных резервов либо снова повышать ставки по рублевым депозитам и кредитам. От первого пути регулятор твердо решил отказаться (да и денег для этого нет), а второй означает тупик для экономики.

"И вот тут валютный рынок Беларуси ожидает серьезная неприятность: в качестве выхода президент может, чего доброго, решить административно ограничить продажу валюты населению, а то и заморозить валютные вклады в банках", – развивает прогноз до степени апокалипсического финансовый аналитик Владимир Тарасов.

Между тем, за полторы недели до введения новой системы торгов белорусский рубль прекратил довольно долго длившееся укрепление и вновь пошел вниз. Эксперты предположили, что белорусский Нацбанк вслед за российским Центробанком решил остановить падение доллара.

Зависимость Минска от действий Москвы закономерна, так как после девальвации рубежа 2014 – 2015 годов Беларусь вернулась к традиционному механизму привязки курса нацвалюты к корзине иностранных валют, и доля российского рубля в ней составляет сегодня 40% (доллара и евро – по 30%).

Потолок для белорусского рубля был зафиксирован 19 мая на отметке 14.040 белорусских рублей за доллар, а уже 29 мая "зайчик" рухнул до 14.810 за доллар.

Такому стремительному ослаблению поспособствовал в том числе запланированный переход на новую систему торгов. Чтобы уменьшить стресс в первые дни непрерывного двойного аукциона, банки заблаговременно запаслись инвалютой. Повысился спрос на доллары – повысился курс.

Тем же, кому валюту покупать не на что, к 1 июня можно запастись поп-корном.

Жуем и смотрим за прыжками "зайчика" и тех, кому есть что терять.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.