Когда начнут строить новый НПЗ станет ясно во второй половине 2017-го. Модернизацию существующих НПЗ в Казахстане проведут на заемные деньги

На закончившемся вчера в Алматы форуме «Нефтепереработка и нефтехимия Центральной Азии», эксперты обсуждали вопросы модернизации всех нефтеперерабатывающих заводов. Стоит ли игра свеч? Будет ли эффект от реализации проектов в этот раз? Реконструкция НПЗ – не первая, а Казахстан все еще не производит продуктов высокого класса. Хотя финансисты называют сейчас нефтепереработку наименее рискованной для инвестирования отраслью, но низкая цена нефти наращивает задолженность КМГ - материнской компании КМГ ПМ, владеющей всеми НПЗ. Определение места и сроков строительства четвертого НПЗ в Казахстане отодвигаются на I квартал 2016 года, а принятия решения – на вторую половину 2017-го

Тон мероприятию поначалу задал доклад советника гендиректора компании «КазМунайГаз — Переработка и Маркетинг» (КМГ ПМ) Галымжана Амантурлина. Коротко охарактеризовав казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), он говорил больше об амбициозных планах. Все три крупных казахстанских нефтеперерабатывающих завода работают по давальческой схеме. Все сейчас проводят модернизацию мощностей и по ее окончании станут перерабатывать до 18,5 млн т нефти в год. Это – на четверть выше текущей производительности. По его данным, «…производство высокооктанового бензина и моторного топлива увеличиться в два раза против 2014 года, дизельного топлива станут производить 5,6 млн т – на треть больше. Затраты на модернизацию составляют «чуть более $6 млрд»: на шымкентский — $1829 млн, павлодарский – $1218 млн…», атырауский — остальное. И они — «более чем оптимальны».

нпз казахстан

«Есть поручение главы государства, поручение премьер-министра проработать вопрос строительства четвертого НПЗ в Казахстане. Приказом министра создана рабочая группа, куда включены представители КМГ ПМ. Проведены предварительные исследования на предмет обеспеченности сырьем, места расположения, источника финансирования строительства нового завода. Пока КМГ ПМ поручено заказать предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта», — ответил на вопрос из зала г-н Амантурлин.

А в перерыве конференции он пояснил корреспонденту ZONAKZ: «ПредТЭО, не включающее разработку экологических требований, госэкспертизу, будет сдано в I квартале 2016-го. Плюс полномасштабное ТЭО потребует полтора года».

Выступивший в противовес другим спикерам главный научный сотрудник Института экономики МОН РК Олег Егоров попытался проанализировать сегодняшнее положение дел: Казахстан – крупный нефтедобытчик со 100-летней историей и объемом добычи более 80 млн т нефти в год. Тем не менее, есть потери — «ушла» казахстанская нефтехимия.

«На Актауском заводе был лучший полистирол в мире. Теперь наша нефтехимия находится снова на начальном этапе развития», — согласилась с ним главный координатор научно-технической деятельностью КМГ Раушан Сармурзина.

нпз казахстан

Олег Егоров считает, что в нефтепереработке «…существуют проблемы, решаемые все годы независимости. НПЗ сегодня недополучают примерно 4 млн т нефти. Хорошо еще, что мы можем загружать павлодарский и частично – шымкентский, сырьем из России, на который их технологические процессы …», впрочем, не совсем настроены. «Возникает пиковая ситуация. Что дальше? Будем получать 7 млн т нефти из России? Будем выпускать новую и надежную продукцию на заводах после модернизации? — Атырауский НПЗ построен в 1945 году, павлодарский и шымкентский — в 70-е. Все – старые. Атырауский НПЗ модернизируется не первый раз. Прежде – за $300 млн…», сейчас – за миллиарды долларов. «В обоих случаях мы собирались выпускать современное топливо. Стоит ли нам и сегодня вкладывать средства, не зная, что будет дальше?», — вопросил он риторически. «Почему бы нам не построить 4-ый НПЗ там, где сегодня строится интегрированный нефтехимический комплекс – в Карабатане (Атырауская область – авт.)? — Сейчас в мире ни один новый НПЗ не построен без учета интеграции с нефтехимическим производством. Месторождение Кашаган будет давать на него нефть одного состава…», – предложил эксперт.

«Пока есть запасы, надо думать о том, как использовать их эффективно. Получение битума из каражанбасской нефти – неплохая затея, страна нуждается в битуме, но переработка должна быть полной. Срок окупаемости Актауского битумного завода – 12 лет. Раньше, при сроке более 8 лет, проект считался нерентабельным… Нефть Мангышлака – это парафины и масла. Но сегодня мы покупаем все масла из-за границы, а это — $1200-1500 за тонну», — продолжал перечислять спорные вопросы Егоров.

— Недозагрузка заводов сырьем есть. Конечно, цифра – 4 млн т – некорректная. Недозагрузка — где-то полтора миллиона тонн, не больше, — возражает, отвечая на вопрос ZONAKЗ, Галымжан Амантурлин.

— Откуда возьмутся деньги на модернизацию?

— Во-первых, по АНПЗ у нас с Sinopec (China Petroleum & Chemical Corporation) контракт с условием, что они дадут финансирование. Это — из Банка развития Китая через Банк развития Казахстана (БРК). По ПНХЗ вопрос сегодня решен на $600 млн: $300 – от БРК и $300 – КМГ головной. Остальные деньги — заемные. По ШНПЗ: часть дает КМГ, часть – 2-ой участник, CNPC. Остальные деньги – тоже заемные. Китай дает под приемлемые ставки. Европа – недоступна, — отвечает советник главы КМГ ПМ.

По сообщениям СМИ, ситуацию нацкомпании КазМунайГаз описал председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев. КМГ, по его данным, перекредитована, имеет долг $18 млрд, и все, что зарабатывает, уходит на проценты.

Всеми тремя НПЗ в Казахстане в той или иной степени владеет государство – прямо или косвенно доли участия принадлежат КМГ-ПМ. Доля в АНПЗ составляет 99,5%, в ПНХЗ – 100%, в ПетроКазахстан Ойл Продактс (шымкентский НПЗ) – 49,7%. В свою очередь КМГ – ПМ на 100% принадлежит АО «НК «КазМунайГаз».

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.