Consortium News: Секретная история греческого кризиса

После всех этих сообщений прессы по Греции за последние недели могут ли быть какие-либо секреты? Да, они есть. Такими «секретами» являются имеющиеся условия, которые проистекают из прошлых событий и остаются не известными, как правило, до какого-либо будущего времени. Они иногда «ошеломляют» государственных деятелей, которым только и остается сказать «неважно, как мы втянулись в эту неприятность; все, что мы можем делать сейчас, - это попытаться справиться с ней». Для многих политических лидеров прошлое - это как закрытая книга, «секретная» история, о которой ни они, ни их избиратели не осведомляются

Издание Consortium News опубликовало аналитическую статью отставного американского дипломата Уильяма Р. Полка под названием «Secret» History of the Greek Crisis» — «Секретная история греческого кризиса».

история греции

В предисловии к ней говорится так: «Прошлое может быть прологом, но в первую очередь необходимо знать, что это прошлое представляется большой проблемой в современном мире, когда столь многое превратно написано, неправильно понято или забыто. Такая дилемма «секретной» истории является теперь фактором греческого долгового кризиса», — говорит отставной американский дипломат Уильям Р. Полк».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «После всех этих сообщений прессы по Греции за последние недели могут ли быть какие-либо секреты? Да, они есть. И в самом деле, я полагаю, что, хотя пресса указывает, что греки уступили большинству требований своих кредиторов, основополагающие (или тайные) реалии, скорее всего, всплывут в ходе детальных переговоров, которые должны последовать в ближайшие дни и недели.

Чтобы рассмотреть такую возможность, позвольте мне, прежде всего, прояснить, что я имею в виду под «секретами». Такими «секретами» являются имеющиеся условия, которые проистекают из прошлых событий и остаются не известными, как правило, до какого-либо будущего времени. Они иногда «ошеломляют» государственных деятелей, которым только и остается сказать «неважно, как мы втянулись в эту неприятность; все, что мы можем делать сейчас, — это попытаться справиться с ней».

Для многих политических лидеров прошлое — это как закрытая книга, «секретная» история, о которой ни они, ни их избиратели не осведомляются. Эта неспособность в полной мере понять прошлое часто заставляет людей впрыгивать в еще большие кризисы в настоящем и будущем.

Что это имеет общего с греческой проблемой сегодня? Чтобы выяснить, давайте поглядим на некоторые из «секретов» основных субъектов в греческой драме. Рассмотрим, прежде всего, положение главного надсмотрщика Греции, правительства Германии. Под руководством канцлера Ангелы Меркель она приняла простую и кажущуюся последовательной позицию – «Долги должны быть выплачены». Но факты не столь просты и последовательны.

Нам в качестве частных лиц известно, что, если мы заняли деньги, а затем потеряли их, мы все равно остаемся должными вернуть кредитору деньги, которые мы потеряли. Но индивидуальные должники имеют выход. Мы можем объявить о банкротстве и таким образом списать неоплатный долг. Наши деды думали, что банкротство является позорным, но сегодня оно стало приемом стратегии ведения бизнеса. Многие из наших крупнейших корпораций использовали его для того, чтобы получить выгоды. Применимо ли и по отношению к государству то, что применимо по отношению к физическим и юридическим лицам?

На самом деле в течение последнего столетия почти все кредиторы Греции — в том числе и Германия – объявляли дефолт или «реструктурировали» суверенные долги, по меньшей мере, один раз. Некоторые сделали это несколько раз. Как экономист Томас Пикетти сказал 10 июля немецкой газете Die Zeit: «Германия является страной, которая так и не погасила свои долги».

И Германия не одна такая. Большинство стран, сейчас выстроившихся против Греции, управились со своими долгами посредством дефолта, добившись прощения своих долгов или девальвируя свою валюту.

Девальвация валюты представляла собой стандартный способ обращения с чрезмерной задолженностью (и была равнозначна снижению стоимости того, что было выплачено кредиторам).

Но девальвация более не является вариантом для членов зоны евро. Дилемма Европейского Союза заключается в том, что, хотя его члены остаются политически независимыми, те из них, которые вошли в «Еврозону», уступают контроль над своей валютой. Они могут определять свои собственные бюджеты и брать деньги, но не могут контролировать свои долги традиционными средствами, девальвацией.

Если правительство не могло девальвировать свою валюту, другим вариантом являлось сокращение расходов и/или повышение налогов, то есть «меры жесткой экономии». Это то, на что кредиторы толкают Грецию.

Но сокращение государственных расходов также оборачивается сокращением рабочих мест. Оно заставляет людей страдать и уменьшить их собственные траты, что порождает нисходящую спираль рецессии, рост безработицы, уменьшение налоговых поступлений и увеличение спроса на пособия по безработице.

Поскольку большинство современных правительств имеет социальные программы, наиболее очевидной статьей, подлежащей сокращению, представляется их финансирование, что еще больше усугубит трудности. Следовательно, резание системы социальной защиты является непопулярным, и греческое правительство, не желая идти на это, сопротивляется.

Другим «секретом» из прошлого, который сейчас возвращается, чтобы преследовать государственных деятелей, является то, что Греция попалась на ловкой, но, возможно, незаконной манипуляции со счетами. Под руководством американской банковской фирмы Goldman Sachs предыдущее консервативное правительство Папандреу провернуло «своп» на $15 миллиардов с тем, чтобы скрыть греческую задолженность. Сообщение об этом распространило информационное агентство Bloomberg News. Goldman Sachs был обвинен в том, что заработал себе сотни миллионов долларов на сделке – отправив эти деньги в свою корпоративную казну, оставляя в то же время долг позади в Греции.

Наконец, есть «секрет» самого евро. Это обоюдоострый меч, производящий различные эффекты в разных странах. В Германии он являл собой стимул. При вступлении в зону евро Германия практически девальвировала свою валюту, так что немецкая промышленность получила значительное преимущество в плане экспорта своей продукции.

В Греции же эффект был отрицательным. Присоединившись к зоне евро, страна подняла стоимость своего экспорта. Заглядывая вперед, некоторые экономисты приходят к выводу, что сохранение евро в качестве валюты сделает восстановление Греции куда более трудным».

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.