Профсоюзы: как трансформироваться в коллективный разум

После летних каникул парламент Казахстана пятого созыва приступил к работе. Одним из безотлагательных законопроектов, которые депутаты должны будут рассмотреть, станет проект нового Трудового кодекса РК

Как известно, 20 августа правительство и Национальный банк объявили о начале реализации новой денежно-кредитной политики и отправили тенге в свободное плавание. Событие, в одночасье взбудоражившее страну, многие определили как девальвацию национальной валюты, а кое-кто даже назвал экономическим путчем. На фоне произошедшего и того, как вслед за обвалом тенге неотвратимо поползли вверх цены на все и вся, обсуждение проекта Трудового кодекса обещает быть чрезвычайно драматичным. Правительственный вариант проекта нового Трудового кодекса (разработчик министерство здравоохранения и социального развития), который, по мнению казахстанских профсоюзов, способствует усилению эксплуатации наемных трудящихся ради получения сверхприбылей частными собственниками-работодателями, скорее всего, попытается заблокировать фракция КНПК в парламенте. Коммунисты, безусловно, будут настаивать на его пересмотре в сторону усиления прав рабочих: права на социальную защиту, на приемлемые условия работы, на достойный уровень оплаты труда, на социальные проекты и программы.

трудовой кодекс

Профсоюзы назвали проект нового Трудового кодекса антинародным. “Это однозначно”, — к примеру, заявил на дискуссионной площадке клуба “Эксперт” Центра социального партнерства АО “Национальная компания “Самрук-Казына” лидер отраслевого профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Султан Калиев.

Действительно, не обязательно быть экспертом по трудовому законодательству, чтобы убедиться в том, что предлагаемый проект Трудового кодекса неадекватно жесткий для тех условий, в которых живет большинство казахстанцев. А, как известно, чем глубже кризис, чем хуже экономические условия и ниже доходы, тем труднее воспринимается даже самое святое писание и практически невозможно заставить граждан полюбить бедность.

В этой далеко непростой ситуации как никогда прежде требуется трансформация взаимоотношений работодателей и профсоюзов. Так, исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николай Радостовец на днях на брифинге в Астане заявил, что работодатели должны взять на себя обязательства сохранить рабочие места и уровень заработной платы, а профсоюзы — помочь им в развитии инициатив по экономии и поиску новых резервов, чтобы обеспечить стабильную работу предприятий. Однако к такой трансформации, похоже, ни морально, ни духовно не готовы обе стороны.

Первыми заявили о своем категорическом неприятии проекта нового Трудового кодекса нефтяники Мангистау. “Все изменения, касающиеся заработной платы работников, решены в пользу работодателей”, — сказал одному из изданий председатель профсоюза компании Oil Construction Company Амин Елеусинов. 6 профсоюзов нефтяников, за плечами которых более 32 тысяч членов, обратились с письмом к президенту и премьер-министру Казахстана, в котором выразили требование не принимать новую редакцию Трудового кодекса и оставить без изменений действующий Кодекс. В противном случае им “не останется выбора, кроме принятия решения пойти на крайние меры для отмены данного Кодекса, и это может привести к нестабильности в регионе”.

Неспокойно и в Караганде. На прошедшем заседании “Эксперта”, где речь шла о реакции работников предприятий на предлагаемые изменения в трудовое законодательство, их настроениях и роли профсоюзов в современных условиях жизни общества, его модератор генеральный директор Центра социального партнерства АО “Самрук-Казына” Нурлан Еримбетов напомнил о взрывоопасности ситуации в шахтерском регионе. Председатель профсоюза угольщиков “Коргау” Марат Миргаязов подтвердил “ZONA.kz”: да, шахтеры обеспокоены предлагаемыми в проект Трудового кодекса “новеллами”, конечно, ситуация непростая, но профсоюзные организации на предприятиях делают все, чтобы не допустить взрыва социальной напряженности.

Неприятие профсоюзами законопроекта объяснимо. Трудовой кодекс – это тот документ, с которым граждане сталкиваются гораздо чаще, чем с любым другим законом. Именно этот Кодекс определяет порядок взаимоотношений работника и работодателя — кому и когда можно идти в отпуск, как следует выплачивать зарплату, можно ли не приносить больничный лист и еще тысячу самых разных вопросов.

Между тем, по словам Еримбетова, новая редакция Трудового кодекса содержит в себе 26 условий для официального увольнения работника, тогда как в действующем документе их 19. И это несмотря на то, что президент страны предельно ясно обозначил разработчикам законопроекта его главную идею — облегчить жизнь предпринимателей, не ущемляя прав работников.

Что же конкретно предлагают авторы документа?

Если парламент примет законопроект в правительственном варианте, то уволить любого работника администрации предприятия будет проще пареной репы. К примеру, из-за “бездействия на работе”, если даже он бездействовал не по своей вине. Основанием для увольнения может стать и достижение пенсионного возраста, несмотря на то, что работник – специалист высокой квалификации. Что же касается оплаты за сверхурочные и переработки, то она сокращается в два раза по сравнению с той, которая существует ныне. Показать на дверь работодатель также может любому только лишь на основании “ухудшения экономического состояния организации, повлекшего снижение объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг”. То есть за ошибки работодателя, которые привели к ухудшению экономического положения предприятия, может расплатиться и наемный работник. Следует также отметить, трудовое законодательство страны в новой редакции сократили сразу на 150 статей.

Некоторые эксперты, тщательно изучив новые правила, регламентирующие трудовые отношения, обвинили правительство в откровенной поддержке интересов работодателей и игнорировании мнения работников.

На заседании “Эксперта” председатель отраслевого профсоюза работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта Оразгали Ахметбеков признался: хотя на уровне трудовых коллективов большого обсуждения проекта Трудового кодекса еще и не было, но реакция уже есть. И она будет острой, когда проект поступит в парламент.

— Есть такая норма: экономически несостоятельно предприятие, и работодатель будет ее применять. Эта норма у нас тоже вызывает опасения, тем более, когда в КТЖ сильно упал грузооборот, и чтобы привести в соответствие объемы перевозимых грузов, необходимо сократить большое количество железнодорожников. Но после длительных и напряженных переговоров профсоюз договорился в работодателем: не пойдем на сокращения, а пойдем путем неполного режима работы.

Султан Калиев считает, что действующие нормы за сверхурочные часы и воскресные дни в предлагаемом проекте Трудового кодекса должны сохраниться. И что концептуально — Трудовой кодекс обязательно должен включать в себя систему механизмов общественного контроля над трудовым законодательством. Профсоюз, на его взгляд, есть главный институт гражданского общества.

Председатель отраслевого профсоюза работников атомной промышленности Касымжан Мадиев поддержал коллегу:

— Предлагаемые изменения в сторону ухудшения положения работников, воспринимаются очень болезненно. Если будут отстранять профсоюз от общественного контроля, тогда это ни к чему хорошему не приведет. Понятно, что для работодателя главное – это производство. Зачастую интересы работников остаются вне их внимания. Поэтому для профсоюзов система общественного контроля – вопрос немаловажный.

Как заявил на дискуссионной площадке “Эксперта” председатель профсоюза энергетиков Султан Нуркенов, в проекте Трудового кодекса энергетиков более всего волнуют три вопроса: оплата за сверхурочные работы, оплата больничных листов и увеличение поводов для увольнения.

Позицию Федерации профсоюзов страны (ФПРК) в “Эксперте” озвучила представитель этой самой многочисленной профсоюзной организации. ФПРК 23 июля этого года приняла обращение, в котором выразила свое несогласие с проектом нового Трудового кодекса. В частности, с тем, что предлагаемый разработчиками документа подход к реформированию трудовых отношений усилит зависимость наемного рабочего от воли работодателя. Так, работодатель будет вправе продлевать и заключать неограниченное количество раз срочные трудовые договоры, сможет уволить работника в период испытательного срока. Кроме того, не нашли отражения в законопроекте введенные недавно поправки в законодательные акты по защите прав молодых специалистов и инвалидов. Особую озабоченность вызывает и отмена индексации заработной платы посредством заключения соглашений и коллективных договоров и предоставление исключительного права принятия таких решений работодателям.

Безусловно, реалии нынешней экономической и социальной ситуации в стране бросают серьезный вызов институтам гражданского общества. Что сегодня представляют профсоюзы и как должны трансформироваться в новых условиях, особенно кризисных, их отношения с государством и работодателем?

На взгляд Султана Калиева, надо менять парадигму профсоюзов. Если в каждой отрасли будет эффективная, четко слаженная единая система защиты прав и интересов работников в лице отраслевых профсоюзов, тогда это будет эффективное социальное партнерство. “Но сегодня работодатель не заинтересован в сильном профсоюзе. Я еще раз хочу сказать: гражданское общество должно развиваться. Если в Казахстане существуют 25 институтов социального партнерства, то уже надо говорить о качественном показателе этой категории. Насколько стороны социального партнерства соответствуют современным условиям, насколько профсоюзный актив готов к этому диалогу, насколько мы цивилизованно готовы работать в правовом поле? Это тоже актуальный вопрос. Поэтому я поддерживаю идею об объединении профсоюзов. Пора также поднять вопрос об уровне квалификации профсоюзных кадров. Если в России есть два вуза – в Санкт-Петербурге и Москве, которые готовят кадры для профсоюзов, у них есть более 40 учебных профсоюзных центров, то эта проблема должна качественно поменяться и в Казахстане. Должны быть мощные региональные учебные центры”, — говорит он.

Избавиться от стереотипов предложил руководитель Центра образования и исследований и разрешения конфликтов ФПРК:

— Риски забастовок существуют всегда. В эпоху кризиса они возрастают многократно. Вопрос в другом: какой инструмент выбирают для разрешения трудовых споров. Чтобы разрешать их, надо избавиться от стереотипов.

Стереотип первый – что нынешние профсоюзы – это наследники советских. Реальной работы профсоюзов, особенно в госучреждениях и бюджетных, по защите прав работников нет. Они работают по старинке.

Стереотип второй – работодатель – хозяин бизнеса. Еще Маркс и Энгельс говорили, что капиталистическое производство – это эксплуатация человека человеком. Сегодня мир ушел от эксплуатации человека человеком, он перешел к эксплуатации ноу-хау, которые приносят свыше 1000% рентабельности. А мы все еще продолжаем эксплуатировать друг друга. Работодатель – не только хозяин, он является равноправным партнером с трудящимися на своем производстве. И коллективный разум в лице профсоюзов может быть равноценным партнером.

Мурат Абенов, председатель Национальной ассоциации организаций образования:

— Сегодня само государство не заинтересовано, чтобы были социальные конфликты. Нужно думать, как трансформировать роль профсоюзов. Как профсоюзы будут реагировать на ситуации, а не принимать меры вслед каким-то событиям? Какие новые инициативы у профсоюзов есть?

Трансформация не предполагает сокращения. Задание президента – провести трансформацию с целью повышения эффективности и доходности производства. То есть сегодня надо менять подходы, чтобы компании работали экономически более эффективно. В феврале мы были в Мангистау. Профсоюзы жалуются, что снижаются зарплаты. Но в одной организации при этом набрали более 100 человек. Где были профсоюзы тогда? Профсоюзы должны трансформироваться, новые идеи подавать.

В дискуссию по теме вступил Оразгали Ахметбеков:

— Я не совсем согласен со сказанным. Профсоюзы совсем не те, что были в советские времена. Работать как раньше, совершенно невозможно, потому что уже другие отношения. Мы разъясняем работникам, что сейчас в корне надо менять свое отношение к труду, изучаем опыт зарубежных профсоюзов.

Дискуссия плавно перешла в первоначальное русло: каковы настроения работников и что может вызвать массовый протест. Одной из социальных причин, на взгляд модератора, может стать кредитная зависимость людей от банков. По информации Нурлана Еримбетова, на сегодня имеют кредиты 70% работников, 50% их зарплаты уходит в банки.

— Основной причиной может быть снижение размера заработной платы. Переход на неполный рабочий день естественно предполагает снижение зарплаты, — говорит Оразгали Ахметбеков. – Потеря 20% зарплаты станет трагедией для тех, кто брал кредиты.

В связи с этим профсоюз транспортников обратился к руководству КТЖ, чтобы оно село за стол переговоров с банкирами с тем, чтобы банки предоставили каникулы всем, кто обременен кредитными обязательствами.

В завершение дискуссии Нурлан Еримбетов высказал такую идею: необходимо, чтобы обсуждение проекта нового Трудового кодекса депутаты вынесли на открытые парламентские слушания. И этого должны добиваться, прежде всего, профсоюзы – как один из самых мощных институтов гражданского общества.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.