Когда пенсии не стыкуются

При переезде из Казахстана в Беларусь ваш трудовой стаж обнулится

Одноклассница из Астаны недавно огорошила мыслями о переезде в Минск. Семьей, то есть с мужем и ребенком-дошкольником. Ответ на вопрос, почему именно сюда, заставил бы прослезиться любого белоруса: "Вроде, не так "колбасит", как везде, перспективы у страны хорошие, жилье недорогое…Что скажешь?"

Неважно, что я сказала подруге про жилье и перспективы страны. Первым делом, что пришло на ум, исходя из собственного опыта переезда в Беларусь, это личные перспективы на получение пенсии.

Накопительная против солидарной

Они, прямо скажем, туманны. Все, что ты наработал в Казахстане после 1998 года, – трудовой стаж, пенсионные сбережения, – не будет иметь никакого веса в стране-партнере по ЕАЭС. Пенсионные накопления при смене гражданства можно будет снять и потратить либо же оставить на личном счету в ЕНПФ, трудовую книжку можно выкинуть либо привезти с собой – в любом случае в Беларуси придется начинать трудовую карьеру заново.

"Если с Российской Федерацией у нас заключено в 2006 году соглашение, которое сегодня работает, и каждое государство платит за свой стаж, то с Казахстаном есть сложности. Они связаны прежде всего с тем, что в Казахстане действует другая пенсионная система — обязательные накопления", – год назад сетовала министр труда и соцзащиты РБ Марианна Щеткина.

С тех пор ничего не изменилось.

Белорусская пенсионная система, в отличие от казахстанской, не накопительная, а, по сути, солидарная. Если в Казахстане работник ежемесячно жертвует 10% от своей зарплаты в пенсионный фонд, и эти деньги аккумулируются на его личном счету, то в Беларуси в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) ежемесячно уплачивается страховой взнос в размере 35% от зарплаты. Большую часть (34%) платит работодатель, совсем немного (1%) вычитается из зарплаты работника, и хотя информация об отчислениях аккумулируется на личном счете работника, деньги поступают в "общий котел" – они расходуются на выплату текущих пенсий и пособий. То есть при выезде из Беларуси на ПМЖ никто эти деньги вам не вернет.

Для начисления трудовой пенсии по возрасту человек должен иметь, как минимум, 15 лет страхового стажа, то есть официальной работы или предпринимательской деятельности с отчислениями в ФСЗН. Еще недавно этот срок составлял 10 лет, но в прошлом году Лукашенко своим указом его увеличил, и наверняка это не последнее повышение.

Казалось бы, красота! Работник почти ничего не платит, а пенсия для него копится. Да и для нынешних 30-40-летних мигрантов добрать 15 лет стажа в чужой стране вроде не проблема. Но дело в том, что колоссальный размер страхового взноса – 35% – является одним из главных сдерживающих факторов для роста зарплат. А в условиях кризиса – и для легального трудоустройства. Особенно в частном секторе.

пенсионеры казахстана

Под гнетом соцстрахования

В случае с бюджетными организациями, где все зарплаты платят "по-белому", имеет место перетекание простое средств из одного бюджетного сосуда в другой. В случае с частными предприятиями все гораздо сложнее: система социального страхования, по сути, загоняет бизнес в тень. Тут бы найти деньги на уплату в ФСЗН от минимальной зарплаты – где уж думать о ее повышении и будущей пенсии работника.

Зарплаты в конвертах в тяжелых экономических условиях – компромисс между безработицей с полным отсутствием дохода и непосильной "белой зарплатой". Отказ от заботы о "завтра" в пользу "сегодня".

Почему же в Беларуси такая высокая ставка страхового взноса? Все просто: население старится, и пенсионная система работает на пределе.

 К 2015 году Беларусь подошла с таким демографическим раскладом: 24,4% населения страны старше трудоспособного возраста, 17% – младше трудоспособного возраста, 58,6% – трудоспособного возраста.

Для сравнения: в 1959 году в республике проживало 55,2 % трудоспособного населения, 13,5% – пенсионеров и 31,3% детей. Таким образом, за полвека число пожилых почти вдвое увеличилось, а число детей почти вдвое сократилось. Простая логика: если вовремя не родить детей, то обеспечивать свою старость придется самому.

Поэтому здесь и существует такая строгая привязка учета стажа к отчислениям в ФСЗН, поэтому минимальный страховой стаж для начисления трудовой пенсии подняли с 10 до 15 лет, и, скорее всего, увеличат еще больше.

Хочешь претендовать в будущем на пенсию – отчисляй сегодня деньги в ФСЗН. Делай это самостоятельно, если ты предприниматель, или ищи работодателя, который будет делать это за тебя.

В общем-то, и минимальная зарплата, наверное, придумана не столько ради защиты прав работника, сколько ради пополнения ФСЗН. Чтобы месяц работы был зачислен за полноценный страховой месяц, отчисления в фонд должны составить не менее 35% от минимальной заработной платы. Ты можешь работать на полставки, или даже на четверть ставки – стаж зачтут с учетом размера страхового взноса.

Если получал половину минимальной зарплаты, то за год работы зачтут только 6 месяцев страхового стажа. Если норматив выдержан и положенные 35% от "минималки" ушли в ФСЗН, то в графе "страховой стаж" можно ставить галочку, и неважно, работал ты на полную ставку или только на ее часть. "Переплата" в этом смысле бонусов не дает: даже если твоя зарплата, а следовательно, и отчисления в ФСЗН, много больше средней по стране, год за два никто вам не зачтет.

Один кормит одного

Считать, кто и как обеспечивает ежемесячные выплаты нынешним белорусским пенсионерам, очень интересно. В Беларуси на сегодня около 2,5 млн. пенсионеров, а населения, занятого в экономике – около 4,5 млн. То есть на одного пенсионера приходится меньше 2 работающих – где-то 1,8.

Минимальная зарплата за сентябрь – 2,18 млн. белорусских рублей ($125 "грязными"). Отчисление в ФСЗН от нее составляет 763 тыс. рублей ($44). В то же время минимальная пенсия по возрасту после сентябрьского повышения составляет 1,58 млн. рублей ($90), средняя – 2,8 млн. рублей ($160).

Получается, один работник-"минимальщик" при всей скудности своего заработка ежемесячно дает почти половину пенсии пенсионеру-"минимальщику", ну, или чуть меньше, если считать, что страховой взнос делится между пенсионерами и получателями пособий. Проработал 30 лет на минимальной зарплате – получи 15 лет минимальной пенсии.

Куда солиднее пропорции у работников, получающих среднюю зарплату. Номинальная средняя зарплата в августе была почти 7 млн. BYR ($400 "грязными"). То есть за каждого работника-"середняка" работодатель перечислил в ФСЗН почти 2,5 млн. рублей ($143) – а это уже почти средняя пенсия! То есть по большому счету один средний работник в Беларуси кормит одного пенсионера.

Чем выше у работника зарплата – тем выше и его пенсионная нагрузка. Дополнительный страховой стаж, повторимся, ему за это не идет. Обещанная награда заключается в индивидуальном коэффициенте заработка: соотношении между индивидуальной зарплатой и средней по стране. Чем выше коэффициент, тем выше должна быть пенсия. Если же получал "минималку", то коэффициент будет много меньше единицы, следовательно, и пенсия – одна из самых низких.

Кстати, к тому времени, как нынешние 30-40-летние выйдут на пенсию, при расчете ее размера будет учитываться зарплата за всю трудовую жизнь (в Беларуси), так что выбрать из карьеры "самые богатые" годы, как раньше, не получится.

Вот и представьте себе, что при переезде в Беларусь в зрелом возрасте вам нужно озаботиться не просто достойным доходом в течение 15 лет (а минимальный страховой стаж наверняка поднимут до 20-25 лет), а легальным достойным доходом у официального работодателя. И это во время кризиса, где число вакансий стремительно сокращается, а промпредприятия переходят на трехдневную рабочую неделю.

Впрочем, если задуматься об этом чуть серьезнее, то станет очевидно, что через 20 лет все будет по-другому: изменится пенсионное законодательство, а может, быть даже страна и валюта. И нет никакой гарантии, что те, кто сегодня добросовестно пополняет национальные пенсионные фонды, будут в будущем вознаграждены достойной пенсией.

Так что при решении вопроса о переезде едва ли стоит делать ставку на государственную пенсию.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.