World Politics Review: Власти в Кабуле не подают никаких признаков, говорящих об их способности победить талибов

И Талибан, и Исламское Государство стремительно набирают силу. Значит ли это то, что существует двойная угроза для России и Центральной Азии с их стороны? У некоторых наблюдателей может сложиться впечатление, что талибам, в отличие от ИГИЛ, нет никакого дела до постсоветских центрально-азиатских республик. Но спешить с выводами в данном случае, видимо, не стоит
Издание World Politics Review опубликовало статью под названием «The US Must Adopt Realistic Objectives for Afghanistan» — «США должны ставить реалистичные цели для Афганистана».
 
В ней говорится так: «Несколько лет назад казалось, что Афганистан находится на пути к успеху. В экономике дела складывались относительно хорошо. Талибы теряли почву под ногами, сдавая позиции афганским силам безопасности, вооруженным силам США и воинским подразделениям других стран-партнеров.
 
война в афганистане
 
Казалось, что новый президент Мохаммад Ашраф Гани в большей степени, чем его эрратический предшественник Хамид Карзай, готов решать серьезные политические проблемы Афганистана. По всем признакам, положение улучшалось.
 
К сожалению, это оказалось иллюзией. Гани показал неспособность справиться с такими пустившими глубокие корни социальными недугами Афганистана, как коррупция, кумовство и межнациональная рознь.
Страна еще очень долго не сможет функционировать без масштабной экономической помощи. И, что вызывает наибольшую тревогу, силы безопасности, которые Соединенные Штаты и их партнеры по коалиции сформировали, не подают никаких признаков, говорящих об их способности победить Талибан».
 
Ситуация в Афганистане, имеющая стабильную тенденцию к обострению, дополнительно усугубляется в последнее время усилением позиции ИГИЛ в этой стране. Власти в Кабуле просто не в состоянии вести сколько-нибудь эффективную борьбу одновременно с этими двумя исламистскими группировками. По оценке экспертов ООН, угроза Талибана в отношении половины из 398-и афганских округов квалифицируется как «высокая» или «чрезвычайная». При этом, как утверждают Томас Джослин и Билл Роггио, сотрудники Фонда защиты демократии и редакторы американского военного портала Long War Journal, свыше 30-и округов Афганистана находятся под непосредственным контролем талибов.
 
По оценке все тех же экспертов ООН, Исламское Государство, только недавно начавшая закрепляться в Афганистане, имеет сторонников в 25-и из 34-х провинций страны.
 
Американские СМИ сейчас пестрят заголовками типа «Are We Losing Afghanistan Again?» — «Мы снова теряем Афганистан?» (New York Times), «Is the Pentagon Telling the Truth About Afghanistan?» — «Говорит ли Пентагон правду об Афганистане?» (New York Times), «Time to admit it: The war in Afghanistan is lost» — «Пора признать это: война в Афганистане проиграна» (Week Magazine).
 
Но американцам и их союзникам по миссии ISAF (International Security Assistance Force — международных сил по содействию безопасности в Афганистане) рассуждать о критичности ситуации в Афганистане проще, чем представителям государств, являющихся соседями этой раздираемой внутренними конфликтами страны. Ибо тамошняя нестабильность грозит перекинуться, прежде всего, на их территории, а не на очень далекую Америку и на относительно далекую Западную Европу. Если богатым странам Запада и доведется в этой связи также столкнуться с какими-либо серьезными трудностями, то это, скорее всего, будут проблемы, связанные с увеличением прибывающего к ним потока афганских беженцев-мигрантов. Другое дело то, чем же может обернуться для соседей Афганистана утрата официальным Кабулом контроля над ситуацией в своей стране. Прежде всего – для довольно слабых в военно-политическом отношении постсоветских республик Центральной Азии.
 
Издание Sputnik International опубликовало материал под названием «ISIL, Taliban Competing for Leadership in Afghanistan — Russian Ambassador» — «ИГИЛ и Талибан соперничают друг с другом в борьбе за лидерство в Афганистане — посол России».
В нем говорится так: «Посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов в пятницу заявил о том, что организация Исламское Государство (ИГИЛ) соперничает с движением Талибан в борьбе за лидерство среди экстремистских группировок, действующих в Афганистане.
 
«На сегодняшний день отношения движения талибов и ИГ в Афганистане можно охарактеризовать как соперничество», — сказал он».
 
По его словам, Талибан хочет добиться восстановления своей власти на исключительно афганской территории, а Исламское Государство рассматривает Афганистан в качестве составной части обширного «Эмирата Хорасан», куда также должны быть включены территории Ирана, Пакистана, государств Центральной Азии, Индии и Бангладеш.
 
Исходя из таких высказываний, можно, наверное, придти к мнению, что талибам, в отличие от ИГИЛ, нет никакого дела до постсоветских республик Центральной Азии. Но спешить с выводами в данном случае, видимо, не стоит.
Издание Russia Beyond the Headlines опубликовало статью под названием «Is there a Taliban-ISIS double threat to Russia and Central Asia?» — «Существует ли двойная угроза для России и Центральной Азии со стороны Талибана и Исламского Государства?».
 
В ней говорится так: «Талибы наступают. Какую угрозу для безопасности Центральной Азии представляет Талибан? Георгий Мирский, профессор Высшей школы экономики в Москве и один из ведущих российских экспертов по ближневосточным делам, сказал корреспонденту Troika Report следующее:
«Есть различные исламистские организации — мы не должны фокусироваться только на Талибане и Аль-Каиде — есть Исламское Государство, есть и другие. Они являются суннитами, но имеют различные этнические происхождения. Это – арабы, чеченцы, узбеки, таджики, пуштуны и т.д.
 
Я встречал такого типа людей еще в 1995 году, и они мне говорили, что их реальной и конечной целью будет… Казахстан, а затем [российские республики] Татарстан и Башкирия. Они не добьются этой цели. Но дело в том, что они готовы убивать и умирать за то, чтобы это произошло. Россия должна поставить барьер для предотвращения подобных вторжений».
 
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.