Прикипевший душою, или Зачем Бакиев провоцирует новое обострение между Минском и Бишкеком?

Тревожную хронику экономического кризиса в белорусских СМИ на прошлой неделе прервала неожиданная интермедия – выход на публику опального киргизского экс-президента Курманбека Бакиева

Вскоре после бегства из родной страны в апреле 2010 года Бакиев дал в Минске несколько пресс-конференций, на которых рассказал свою версию кровавых событий в Кыргызстане и – как в воду канул.

Нет, скандалы вокруг его имени то и дело возникали: сначала в связи с требованиями киргизской стороны об экстрадиции Бакиева и отказами Минска, потом – в связи со слухами, что беглецу пожаловано белорусское гражданство, и он на радостях прикупил дом на окраине Минска за $2 млн. При этом все прямые вопросы журналистов о гражданской принадлежности Бакиева, приговоренного на родине к пожизненному заключению, оставались без ответа: на том якобы основании, что гражданство любого лица – вообще информация конфиденциальная.

бакиев в белоруссии

Почти мир после пяти лет "войны"

В марте 2015 года фамилия Бакиевых вновь прозвучала – на сей раз в связи с громким убийством в Минске криминального авторитета из Кыргызстана Алманбета Анапияева. Того называли человеком клана Бакиевых, и охранник убитого дал показания, будто к преступлению причастен младший брат экс-президента Жаныбек Бакиев – еще один беглец, который в 2012 году был замечен в Минске.

После этого убийства президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев опять призвал Беларусь выдать Бакиевых Бишкеку. "Очень надеюсь, что уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко и дружественный белорусский народ поймут наконец, что приютили нелюдей", – говорилось в официальном обращении президента Кыргызстана.

Атамбаев сравнил действия Бакиевых в 2010 году с трагедией Хатыни и заявил, что укрывание на территории Беларуси семьи Бакиевых "ложится позорным пятном на имидж Беларуси". "Братьев Бакиевых в Кыргызстане вспоминают как извергов. Народ помнит, как эти нелюди сжигали заживо людей, как калечили и убивали журналистов, как ломали руки и ноги бизнесменам, как отрезали своим жертвам уши и носы. Кого еще должны убить Бакиевы, чтобы власти Беларуси увидели наконец звериную и людоедскую сущность этой криминальной семьи?" – не стеснялся в риторике Атамбаев.

Минск ответил менторским тоном с позиции "просвещенной Европы".  "В любой современной стране Конституция и законы устанавливают, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана вступившим в законную силу приговором суда. Однако, судя по ряду заочных уголовных процессов, прошедших в Кыргызстане, эта страна в целом имеет свой, специфический подход к правосудию. Это вызывает сомнение в способности киргизского государства обеспечивать соблюдение прав своих граждан, в том числе и права на справедливую судебную защиту", – на грани фола заявили в белорусском МИД и призвали киргизских коллег не вмешиваться в работу компетентных органов Беларуси.

После такой перепалки едва ли можно было рассчитывать на скорую нормализацию отношений Минска и Бишкека. Тем не менее всего несколько недель назад это, кажется, случилось.

В начале октября Кыргызстан восстановил полноценную работу своей дипломатической миссии – спустя три года после отзыва посла. Чрезвычайный и полномочный посол Кубанычбек Омуралиев вручил верительные грамоты Александру Лукашенко и выслушал от того поздравления с успешным проведением парламентских выборов и предложение активизировать сотрудничество.

Вежливое сообщение о "давних, дружеских, братских и разносторонних связях" белорусского и киргизского народов появилось и на сайте киргизского посольства. Его составители также напомнили, что Кыргызстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу, и значит, сторонам "необходимо реализовать весь потенциал взаимодействия".

В то же время Бишкек не отказался от претензий к Минску в связи с укрыванием экс-президента. От этом не преминул напомнить представитель МИДа КР Нурлан Суеркулов в октябрьском интервью "Интерфаксу". Вопрос экстрадиции Бакиева "остается на повестке дня", подчеркнул он.

Мемуары со "второй родины"

И вот именно в этом контексте осторожного, но все же мира, в Минске после 5-летнего молчания Бакиев собирает СМИ, чтобы представить свою книгу "Боль, любовь, надежда: мой Кыргызстан". И в ней он, конечно, вновь рассказывает о своей версии кровавых событий апреля 2010 года. Полностью в свою пользу.

Приказа открывать огонь Бакиев не отдавал: "По закону, в случае нападения на Белый дом, то есть на Дом правительства, охрана имеет право применять оружие без всякого приказа". Против протестующих сначала применяли слезоточивый газ, а когда он закончился – резиновые пули.

"Среди погибших немало было мародеров, которые грабили супермаркеты. Там же тоже охраняли. Все эти трупы привозили, складывали около Белого дома. Надо было создать иллюзию, впечатление. Это им удалось. Что вот, защитники Белого дома стреляют всех на поражение. И далее. Те, в кого попадают резиновыми пулями, они падают, шокируются. Их тоже увозили как трупы. Но потом они через 15-20 минут приходили в себя. Но это тоже снимали и показывали как трупы", – цитирует слова Бакиева TUT.BY.

Сегодняшние суды в отношении него, его сторонников и родственников Бакиев называет "политическим заказом". О нынешнем президенте Кыргызстана – Алмазбеке Атамбаеве – отзывается нелицеприятно. Это якобы "неработоспособный, быстро устающий и вспыльчивый" человек.

Такое изложение трагических событий – только половина "красной тряпки" для официального Бишкека. Вторая половина – рассказ Бакиева о том, как ему живется в Беларуси.

Со слов беглеца выходит, что он живет, не зная горя, – в поселке Дрозды, то есть там же, где и Лукашенко, под охраной Службы безопасности президента Беларуси.

Со своим высокопоставленным соседом Бакиев общается, но редко: не хочет "злоупотреблять дружбой и лишний раз дергать президента".

"Но живем недалеко, иногда встретимся – весной-летом – говорим о детях, внуках, о политике стараемся не говорить", – живописует свой быт Бакиев.

Он также рассказал, что ведет размеренный образ жизни: занимается спортом, охотой и рыбалкой, воспитывает детей и внуков. Дочка Бакиева учится в 9-м классе минской гимназии: "Прекрасно говорит на белорусском, русском и английском языках". Младший сын – в пятом классе. Их будущее он якобы видит в Беларуси.

"К Беларуси я сильно прикипел душой", – сказал Бакиев и назвал ее своей второй родиной.

На вопрос, откуда деньги на эту беззаботную жизнь, Бакиев повторил уже не раз рассказанную легенду: что 30 лет проработал на руководящих должностях: как директор завода, мэр города, губернатор, премьер, а затем как президент. "Неужели я не имею средств, чтобы нормально жить?" – задал он риторический вопрос.

Бакиев дороже Кыргызстана?

Последняя сентенция была в штыки воспринята простыми белорусами. Основной лейтмотив интернет-комментариев, которых набралось очень много: вот я, белорус, 40 лет работаю в своей стране, и порой не хватает на элементарное, а киргизский "урка" живет тут припеваючи. Читатели в шутку советуют привлечь экс-правителя КР по новому белорусскому закону – за "тунеядство".

Впрочем, интереснее будет услышать реакцию Бишкека, которая наверняка последует, несмотря на недавнее примирение через возвращение посла. А еще интереснее было бы узнать белорусскую подоплеку выхода Бакиева на публику. Понятно, что без разрешения соседа по поселку Дрозды опальный гость из КР не посмел бы взбаламутить спокойствие. Значит, обострение отношений с официальным Бишкеком было санкционировано. Но зачем?

Если принять во внимание мизерный товарооборот Беларуси и Кыргызстана (меньше $27 млн. за 8 месяцев 2015 года) и экономический кризис, можно предположить, что расходы на презентацию книги Бакиева, оплаченные автором, могли существенно улучшить сальдо в пользу белорусской стороны.

Но, возможно, есть и более глобальное объяснение, связанное в том числе со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС. Бытует мнение, что белорусские власти не горят желанием видеть КР в интеграционных объединениях с участием России, опасаясь появления конкурента в отношении доступа к российским ресурсам.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.