Алматы. 3 ноября. КазТАГ — Правительство Казахстана предпринимает беспрецедентные шаги по выводу крупнейших предприятий в конкурентную среду. В ближайшее время впервые в истории независимости могут перейти в частные руки компании, которые определяют экономический потенциал страны.
На минувшей неделе появился перечень 60 наиболее крупных предприятий, предлагаемых к передаче в конкурентную среду. Список хотя и предварительный, но впечатляющий. Конечно, не все они будут выставлены на продажу, но даже то, что этот список обнародован, говорит о том, что в правительстве есть понимание — в частном секторе найдутся средства для их приобретения.
Однако, по нашим сведениям, такой подход в первую очередь связан с пополнением бюджета в условиях падения цен на нефть, с другой стороны — в договорах купли-продажи правительство будет оговаривать особые условия. Они связаны с тем, что через пять лет — по окончании кризиса — государство может вернуть половину их доли по рыночной цене. Пойдут ли на эти условия потенциальные покупатели или нет, естественно, покажет время. Да и их цена в условиях кризиса может быть с определенным дисконтом.
Но лакомые кусочки, выставляемые на продажу, видимо, стоят этого. Раньше каждое предприятия из предлагаемого перечня вызвало бы ажиотаж, а сегодня даже весь список, где едва ли не добрая половина экономического потенциала страны, даже в социальных сетях не вызвал большого количества комментариев.
Они, конечно, есть и в первую очередь связаны с тем, что, мол, покупатели давно известны и что предприятия уйдут тому, кому надо. Некоторые говорят о том, что предстоящая приватизация — чуть ли не распродажа родины. Так это или нет, попытались проанализировать корреспонденты КазТАГ. В наш топ-лист вошли наиболее привлекательные активы.
Евразийцы свое не упустят
Итак, посмотрим перечень предприятий республиканской собственности. Первым в списке значится ERG (Eurasian Resources Group — КазТАГ), где государство предлагает выставить на продажу 40% акций. Компания, на паритетных началах принадлежащая Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и Алиджану Ибрагимову, является самым крупным производителем глинозема, а также одним из основных производителей железной руды в мире, около трети металлургической и горнодобывающей продукции и основным поставщиком электроэнергии Казахстана.
Евразийская тройка имеет в своем активе целую россыпь предприятий-бриллиантов. Это ТНК «Казхром», Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение, «Алюминий Казахстана», «Казахстанский электролизный завод», Евроазиатская энергетическая корпорация, «Шубарколь Комiр», группа «Транском».
По предварительным оценкам, их стоимость — примерно $10 млрд. Поэтому не секрет, что евразийцы предпримут усилия для покупки государственной доли, тем более они будут рассчитывать на свое приоритетное право как обладатели контрольного пакета ERG.
Следующее предприятие, на которое обратят внимание при приватизации частники, — РГП «Казахавтодор». Оно является единым подрядчиком по производству работ по содержанию, озеленению и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования республиканского значения. Предприятием обслуживается 23,5 тыс. км автодорог.
Приоритетные направления – это 6 международных коридоров, которые имеют стратегическое значение для Казахстана. В составе РГП «Казахавтодор»: 14 областных филиалов, 77 дорожно-эксплуатационных участков, 174 дорожно-эксплуатационных пункта, 7 лесопосадочных участков. При сохранении своего профиля новые хозяева могут рассчитывать на господдержку, а это дорогого стоит. Правда, неизвестно, на какую долю госпакета могут рассчитывать участники торгов.
Есть в списке и соцобъекты
Думаем, что найдутся покупатели и для социальных объектов — гостинице «Астана» и санаторию «Алматы». Первый находится в центре южного мегаполиса с постоянной клиентурой. Правда, он некогда принадлежал банкиру-олигарху, затем был, как в свое время здание цирка, возвращен в лоно государства, но тем не менее имеет свою цену, несмотря на то, что несколько обветшал и еле дотягивает до трех звезд.
Другой объект в зеленом массиве предгорий после длительной реконструкции обрел второе дыхание и ныне ничем не уступает «Алатау» — бывшей здравнице ЦК КПСС. Кстати, санаторий «Алматы» сейчас принадлежит управлению делами президента Казахстана и, скорее всего, в числе претендентов на его покупку станут местные олигархи.
Другие объекты республиканской собственности очень специфические — это СК «Фармация», «Казмедтех», «Национальный научный медицинский центр», железнодорожные госпитали медицины катастроф. Вряд ли кто-то, не зная броду, здесь полезет в воду.
Они будут привлекательны при условии государственной поддержки в постприватизационный период, а также в ожидании вступления в действие обязательного медицинского страхования, которое правительство обещает внедрить в ближайшее время. На эти организации могут быть претенденты как внутри страны, так и из-за рубежа, причем последние могут потребовать госгарантий при вложении собственных инвестиций.
Телеком, уран и наше все, все, все…
Перейдем к другим лакомым кускам предстоящей приватизации. Несомненно, это национальные компании «Казатомпром» и «Казахтелеком». Урановое предприятие — 100%-ный пакет фонда «Самрук-Казына» — имеет одни плюсы. Даже одна оценка в качестве крупнейшего в мире производителя урановой продукции говорит о многом.
Среди казахстанцев вряд ли найдутся те, кто попытается взяться за уран. Тут, ясное дело, — большая игра, связанная с геополитикой. Первый претендент, конечно, Россия, которая давно имеет виды на «Казатомпром». Не исключается также ядерный Китай и гипотетически Япония, которой в недавний приезд ее премьера предложили построить АЭС в Казахстане.
Казахтелеком — самый динамичный и технологически правильно выстроенный актив, где доля государства в лице фонда «Самрук-Казына» превышает 50%. Если выставят на торги госпакет или его часть, то тут казахстанцы впереди планеты всей. Не секрет, что в нидерландских компаниях Bodam B.V и Deran Services, а также среди миноритарных акционеров конечные бенефициары — казахстанцы. Они давно готовы выкупить госпакет, и вряд ли на этот конкурс пойдут другие игроки. Причин здесь несколько, но главная — кому нужна головная боль, связанная с перетягиванием каната, где один конец уже в крепких руках?
В Казахстане нефть — наше все, все, все. Кстати, в большей степени падение цен на нефть подвигло власти к передаче крупных предприятий в конкурентную среду. При этом доли государства на Кашагане и Карачаганаке, а также магистральные трубопроводы как стратегические активы на продажу выставляться не будут. Другое дело нефтеперерабатывающие заводы — они в приватизационном списке есть.
Например, Шымкентский («ПетроКазахстан Ойл Продактс» — КазТАГ), которым на паритетной основе владеют Казахстан и Китай. Нет сомнений, что казахстанская доля может перейти Поднебесной. Что касается Павлодарского нефтехимического завода (58% — «КазМунайГаз» и 42% — «Самрук-Казына» — КазТАГ) то тут может претендовать Россия, так как поставки связаны с западносибирской нефтью. На Атырауский могут претендовать местные нефтяники, а также китайцы, которые активно осваивают западный нефтеносный регион.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.