Прощай, страна миллионеров

С проведением деноминации в карманах белорусов исчезнут миллионы и появятся копейки

Новость о деноминации белорусы встретили спокойно. Во-первых, это все же не девальвация. А во-вторых, зачеркивания нулей на купюрах ждали давно.

Согласно указу Александра Лукашенко, деноминация национальной валюты в Беларуси будет проведена с 1 июля 2016 года. Документом постановляется провести произвести замену по 31 декабря 2016 года обращающихся денежных знаков образца 2000 года в виде банкнот на денежные знаки образца 2009 года в виде банкнот и монет в соотношении 10 000:1.

деноминация в беларуси

Новые деньги из прошлого

То, что новые купюры будут "образца 2009 года" – это не опечатка. Деньги действительно были напечатаны еще 7 лет назад и ждали своего часа. Подпись на них – еще Петра Прокоповича, экс-председателя Нацбанка и экс-помощника президента, легендарного мастера девальваций.

То есть деноминацию планировали провести еще в начале 2009 года, когда один доллар стоил 2 200 белорусских рублей. Однако тогда денежную реформу отложили: возможно, из-за начавшегося мирового кризиса, который в Беларуси спровоцировал 20-процентную девальвацию.

После этого был кризис локальный – 2011 года – с почти трехкратным падением белорусского рубля – после которого стало очевидно, что зачеркивать три ноля уже поздно, а четыре – еще рано. Доллар стал стоить порядка 9 000 рублей.

Потом доллар еще чуть-чуть подрос, потом еще и еще, и сегодня стоит примерно 17 500 белорусских рублей, евро – чуть больше 19 000. То есть сто евро – это почти два миллиона белорусских рублей.

Для жителей соседних стран такие математические величины кажутся чрезмерными. Они закатывают глаза, когда узнают белорусские цены. К примеру, пакет молока стоит около 10 тысяч рублей, килограмм говядины – около 100 тысяч, зарплаты исчисляются миллионами, квартиры стоят в районе миллиарда, а государственный бюджет измеряется десятками триллионов. При расчете сколько-нибудь солидных сумм места на калькуляторе ну никак не хватает.

"Как у вас такие суммы только в кошелке помещаются" – спрашивают иностранцы. Ответ прост: большинство белорусских купюр – с четырьмя и пятью нулями. Самая крупная – 200 тысяч, что равно примерно 3 500 тенге. Самая мелкая, правда, всего 100 рублей, на которые ничего купить нельзя, зато можно использовать при размене.

Это что – до недавнего времени в ходу у белорусов были купюры по 50, 20 и 10 рублей – последняя по своей стоимости была в разы меньше 1 тенге. А вот монет и копеек у белорусов пока нет совсем: Беларусь – одна из немногих стран в мире, которая обходится исключительно бумажными деньгами. Но денежная реформа это исправит.

Дождались "стабильности"

Последние пару лет белорусы то и дело слышали о планирующейся деноминации. Граждан просили подождать до лучших времен, когда экономическая ситуация стабилизируется.

"Придет время, мы это сделаем, – докладывал Лукашенко в прошлом году. – Я уже вам честно говорил, что эта валюта (новые денежные знаки) у нас отпечатана относительно давно – красивая, на евро похожая. Но нужен момент, чтобы экономика начала работать, чтобы была определенная стабильность".

"Деноминация планируется, но о ее сроках говорить пока преждевременно, – отмечала бывшая председатель Нацбанка Надежда Ермакова. – Для проведения деноминации нужно, чтобы инфляция за год составляла менее 10%, иначе в силу роста цен снова возникнет необходимость в крупных денежных купюрах".

Экономическая стабильность для белорусов – это роскошь. Собственно, об ее отсутствии и свидетельствуют денежные знаки с пятью нулями. А ведь в истории независимой Беларуси уже были две деноминации – 1995 года, когда убрали один ноль, и 2000 года, когда зачеркнули три ноля. Не будь этих реформ, зарплаты и пенсии в стране уже измерялись бы десятками миллиардов.

Историю финансовых штормов в Беларуси легко проследить по данным Нацбанка и Белстата. В начале 1994 года один доллар стоил примерно 7 тысяч рублей, в начале 1995 – 11,5 тысяч рублей, в начале 1998 – 31 тысячу, а начале 1999 – 120 тысяч, в конце того же года – уже 320 тысяч рублей. После того, как с 1 января 2000 года Нацбанк "закрасил" три ноля, доллар "подешевел" до 320 рублей. Однако год спустя он стоил уже в три раза дороже. Пять лет спустя – в 5 раз дороже. Пятнадцать лет спустя – в 55 раз дороже.

Официальная статистика хранит память о гиперинфляции 1994-1995 годов, когда цены год к году выросли на 709%. В 2000-м инфляция составила 107%, в 2001 – 46%, в 2011 – почти 109%.

Добиться снижения роста потребительских цен до 10% – уровня, приемлемого для проведения деноминации– правительству и Нацбанку так и не удалось. Предыдущие два года инфляция превышала 16%, в этом году ожидается в пределах 18%.

Однако для целей деноминации властям это больше не мешает. Эксперты полагают, что власти просто подгадали время между политическими и техническими флажками: выборами президента и версткой бюджета на будущий год.

Триста долларов одной купюрой

При этом заметно, что при разработке указа о деноминации было неочевидно, сколько нулей убирать. Если в 2009 году напечатанные купюры позволяли поделить имевшийся номинал и на 100, и 1 000, то в 2016 году можно было делить и на 1 000, и на 10 000. Правда, в последнем случае самые крупные купюры образца 2009 года – 100, 200 и 500 рублей – будут ну уж очень крупными.

Судите сами: новая пятисотка – это нынешние 5 миллионов рублей, что при сегодняшнем курсе вообще-то почти 300 долларов. Что до США, то они в общественное обращение банкноты больше 100 долларов не пускают, зато Евросоюз печатает денежные билеты номиналом и 200, и 500 евро. Наверное, и белорусы равнялись на Европу: недаром Лукашенко обмолвился, что новые деньги – красивые, похожи на евро. Но, скорее всего, пятисотки не пустят в обращение сразу, а оставят в хранилище до худших времен, то есть до новой девальвации.

Зато номинал копеек, которые тоже были отчеканены еще в 2009 году, вполне соответствует текущему раскладу: 1 копейка будет равна нынешним 100 рублям, самой мелкой купюре. Монетами будет удобно расплачиваться в общественном транспорте либо в гастрономе: проезд будет стоить около 50 копеек, а булка хлеба – около 1 рубля. Гипотетически медяками можно будет даже выдавать зарплату: при минимальной зарплате сегодня в 2 миллиона, через полгода на ее выплату понадобится всего сто 2-рублевых монет.

Кстати, реверс белорусских монет – довольно стильный, тоже чем-то напоминающий евро. А вот на аверсе – набивший оскомину герб, который практически повторяет герб БССР. В этом противоречии – близости к Европе и ностальгии по СССР – словно вся Беларусь.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.