Бюджет раздора: принятие республиканского бюджета-2016 на грани срыва

Министерство финансов Казахстана не знает, как сверстать республиканский бюджет при нестабильном валютном курсе. Депутаты парламента недовольны политикой Нацбанка (или ее отсутствием). Казахстан может перейти с трехлетнего на однолетний бюджет уже в этом году. В то время как параметры бюджета еще не утверждены, министр социальной защиты отправилась в роуд-шоу по регионам, обещая поднять зарплаты. Это лишь отдельные штрихи на одну актуальную тему

Смена руководства Нацбанка и полная неопределенность в денежно-кредитной политике привели к тому, что депутаты, получив еще 1 сентября проект республиканского бюджета на 2016-2018 годы, не могут утвердить его из-за курсовых колебаний тенге.

Курс национальной валюты, как видим, подвержен разным стихиям и влияниям. Тенге, отправленный в свободное плавание, показал очень большую волатильность и, как только он стал более-менее стабильным, депутаты получили от прежнего главы Нацбанка некие ориентиры. Он утверждал, что реальный равновесный курс тенге на 2015-2016 год составляет 250-270 тенге за доллар. В Астане не успели пересчитать бюджет, как Келимбетов был отправлен в отставку, а тенге – на новый стресс-тест. Психологическая отметка 300 тенге за доллар была преодолена с легкостью. Ожидания по курсу самые пессимистичные, депутаты в растерянности.

Председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса палаты парламента РК Гульжана Карагусова возмущена решением Нацбанка минимизировать свое участие на валютном рынке с 5 ноября: «Вообще надо было это делать все раньше. Надо либо делать, либо не делать! Но в то же время, делая это, надо какие-то определенные риски просчитывать и заранее ликвидировать». Но, к сожалению, денежно-кредитная политика центробанка в последние два года не выдерживает никакой критики: какого-либо четко заданного вектора нет, все действия Нацбанка были непоследовательными и спонтанными. Такая чехарда началась с приходом на пост председателя Келимбетова и, увы, продолжается с его уходом. Новое руководство Нацбанка пока тоже не обозначило свои цели и задачи – программных заявлений от нового руководства нет уже больше двух недель. Хуже всего то, что период полной неопределенности пришелся именно на момент принятия республиканского бюджета.

«Второй год мы вынуждены очень осторожно, не торопясь подходить к рассмотрению каждого тенге. Особенно в этот раз по срокам, видите, дотянули, потому что это непросто, — сказала заместитель министра финансов Лена Кармазина на заседании рабочей группы. — Самое главное, нас настораживает вопрос значительного изменения параметров бюджета — это корректировка курса тенге и уровень инфляции. По этим двум вопросам у нас который день дебаты идут, я думаю, еще в субботу-воскресенье придется пересчитывать».

Директор Public Policy Research Center, экономист Меруерт Махмутова пояснила интернет-газете ЗонаКЗ, почему в основе бюджета лежит валютный курс: «Для определения основных параметров бюджета важен и курс тенге, и параметр цены на нефть. Теоретически это выглядит так: профильные министерства оценивают объемы экспорта и импорта и исходя из цены на нефть, которая определяется в долларах, оценивается объем налогов от нефтяного сектора в Нацфонд. Этот механизм понятен, ведь нефть продается за доллары и налоги конвертируются в тенге».

Аврал, в котором сегодня работают и Министерство финансов, и мажилис, неизбежен: по законодательству, республиканский бюджет должен быть принят парламентом до 1 декабря. Вероятно, бюджет будет весьма приблизительным. Есть ли смысл в таких условиях формировать Казахстану трехлетний бюджет? Может быть, есть смысл, вернуться к формированию годового бюджета, как это уже сделала Россия? Кстати, такое предложение уже звучало в парламенте – из уст Гульжаны Карагусовой, Рашита Ахметова.

«Принципиальной разницы – будет это трехлетний бюджет или бюджет на один, 2016 год, нет. Как показывает опыт, у нас-то и ближайший год закладывается с большими отклонениями в показателях, а второй и третий год – и подавно, весьма приблизительно, навскидку. Трехлетний бюджет показывает, что у правительства есть среднесрочный горизонт планирования, но это простая формальность. Единственное, для кого нужен трехлетний бюджет – для тех, кто получает бюджетные инвестиции, они хотят иметь ясность. Поэтому Казахстан может безболезненно перейти на однолетний бюджет, это ничего не поменяет, только упростит задачу для парламентариев по принятию бюджета на предстоящий год», — считает Меруерт Махмутова.

По каким параметрам будет приниматься бюджет, совершенно неясно: тот вариант, который опубликован еще в конце августа, давно уже видоизменен. Однако это не мешает социальному ведомству щедро раздавать обещания. Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова сначала заявила о повышении заработной платы до 40% различным категориям работников, а потом и отправилась в роуд-шоу по регионам с благой вестью. По ее данным, повышение оплаты труда произойдет с 1 января 2016 года в системе здравоохранения – на 7-28%, в сфере образования – на 15-29%, в системе соцзащиты, культуры и спорта – на 15-40%. Рост зарплаты будет дифференцированным, сказала министр, в зависимости от уровня образования, квалификации, стажа работы.

Интересно, что в законопроекте, который находится в открытом доступе, содержится совсем другая информация. В частности, в ст. 12 говорится о том, что с 1 января 2016 года будет установлена оплата гражданским служащим, работникам организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работникам казенных предприятий по новой модели системы оплаты труда и с учетом ежемесячной надбавки за особые условия труда к должностным окладам в размере всего 10%!

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.