Да, скифы мы

17 ноября 1941 года Сталин отдал приказ «разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края». То есть – взрывать и жечь русские подмосковные городки и деревни. В лютый мороз

Эта тема обсуждается историками и журналистами не первый год и с большим ожесточением. Можно ли было в сорок первом обойтись без таких зверств? Существует или нет понятие «слишком высокая цена победы»?

Вокруг текста приказа много спекуляций. Его цитируют кусочками, перевирают. Думаю, имеет смысл привести документ целиком.

ПРИКАЗ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ № 0428

ПРИКАЗ СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ № 0428

г. Москва.

17 ноября 1941 года

Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах. Самонадеянный до наглости противник собирался зимовать в теплых домах Москвы и Ленинграда, но этому воспрепятствовали действия наших войск. На обширных участках фронта немецкие войска, встретив упорное сопротивление наших частей, вынужденно перешли к обороне и расположились в населенных пунктах вдоль дорог на 20 — 30 км по обе их стороны. Немецкие солдаты живут, как правило, в городах, в местечках, в деревнях, в крестьянских избах, сараях, ригах, банях близ фронта, а штабы германских частей размещаются в более крупных населенных пунктах и городах, прячутся в подвальных помещениях, используя их в качестве укрытия от нашей авиации и артиллерии. Советское население этих пунктов обычно выселяют и выбрасывают вон немецкие захватчики.

Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом — такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии.

Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 — 60 км в глубину от переднего края и на 20 — 30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.

2. В каждом полку создать команды охотников по 20 — 30 человек каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника. В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и значение этого мероприятия для разгрома германской армии. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде.

3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников.

4. Военным Советам фронтов и отдельных армий систематически проверять, как выполняются задания по уничтожению населенных пунктов в указанном выше радиусе от линии фронта. Ставке через каждые 3 дня отдельной сводкой доносить, сколько и какие населенные пункты уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти результаты.

Ставка Верховного Главнокомандования

И. СТАЛИН

Б. ШАПОШНИКОВ

Источник: Центральный архив Министерства обороны РФ, ф. 208, оп. 2524, д. 1, л. 257−258.

Конечно же, это лукавый и лицемерный приказ. Как могла отступающая с тяжёлыми боями и потерями Красная Армия «уводить с собой советское население»? Куда бы она его уводила? Где размещала? Чем кормила?

Нет. Основная часть населения — русские тётки с детьми, подростки, старики и старухи — оставалась в тылу у немцев. В ожидании конца света. Если фашисты не убьют или просто не выкинут на мороз, то ночью придут наши и примутся «уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Кому-то из населения (даже многим) повезёт. Люди сумеют спрятаться в землянках, в баньках, сарайчиках и при этом не замёрзнут и не умрут с голоду. Ну и вообще, советские партизаны и диверсанты, отважные и крепкие в политико-моральном отношении, не сумели выполнить приказ Сталина в полном объёме. Не всё сожгли и взорвали в прифронтовой полосе. Хотя и очень старались.

Именно выполняя этот приказ, 27 ноября 1941 года совершила свой подвиг Зоя Космодемьянская. Обстоятельства подвига тоже сейчас обсуждаются с большой взаимной яростью. Но при всех спорных подробностях (на самом деле можайские крестьяне не сдавали советскую диверсантку немцам, хотя и участвовали в её поимке) – суть дела понятна. Был страшный сталинский приказ. Были самоотверженные комсомолки, готовые его выполнить ценой собственной жизни. А уж с немцами была та прифронтовая изба, которую поджигала Зоя, или без немцев – вопрос не главный.

Главный вопрос – о цене победы. Ведь бывают такие войны (и даже часто), когда верховное командование принимает решение сдаться. Потому что дальнейшее сопротивление не имеет смысла. Вот французы летом 1940 года решили, что сопротивляться бесполезно, покорились немцам, и вы знаете – никаких запредельных ужасов не случилось. Парижские булочники кормили чужую армию круссанами. Фашисты аккуратно расплачивались. Эдит Пиаф пела для немецких офицеров в кабаре, хотя в фильме «17 мгновений весны» её голос будет звучать на фоне хроники, изображающей непокорённую мятежную Францию. В общем, французы, конечно, пережили не лучшие годы в своей истории, зато сохранили миллионы жизней.

У многих русских тоже сначала были надежды как-то пересидеть оккупацию. Особенно у пострадавших от Сталина и советской власти. В первые месяцы войны сотни тысяч наших солдат сдались в плен. Почти во всех городах на пути вермахта нашлись предатели, которые встречали фашистов хлебом-солью. Однако немцы вели себя в СССР совсем не так, как во Франции или Чехословакии. Нас они не считали за европейцев и вряд ли считали за людей.

Наверно, по-другому и не могло сложиться. Захватчики пришли в Евразию и увидели убогие избы с соломенными крышами (сначала всё-таки не в России, а на Украине и в Белоруссии), увидели грязь, кривые заборы, бездонные хляби вместо дорог и много чего другого в этом роде. На сей счёт сохранилось достаточное количество письменных немецких впечатлений. Наблюдая окружающую действительность, гансы и фрицы приходили к выводу (если кто-то из них сомневался), что фюрер был абсолютно прав, когда повёл высшую расу очищать плодородные земли Востока от скопившегося там генетического мусора.

Какой у нас с вами был после этого выбор? После этого у нас с вами не было никакого выбора. Оставалось только херачить высшую расу со свирепой евразийской яростью, вскипевшей как волна. С не очень даже и благородной яростью. Или совсем не благородной. В этой тотальной войне цивилизаций сталинский приказ № 0428 оказался на своём месте.

Русские почти всегда так воевали. Многим нерусским это не нравится. Они говорят: зачем вы и нас втянули в свою варварскую войну? Мы лучше постояли бы в сторонке. Немцы народ культурный, мы им ничего плохого не сделали…. Особенно убедительно ругают Сталина за варварство публицисты с пятым пунктом, которых бы просто не было на свете без Сталина и Зои Космодемьянской, помешавших Гитлеру окончательно решить их национальный вопрос.

С другой стороны – если не ругать варварство, оно никогда не кончится. Так что надо его ругать, надо строить в Евразии нормальные дороги, ровные заборы, современные избы с красивыми черепичными крышами и не надо больше ни с кем воевать.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.