Подушка безопасности: налоговая служба не хочет падать больно

Налоговое законодательство Казахстана никто не планировал менять в том ключе, в котором его изменили в срочном порядке. Осенняя вспашка налогового поля стала неожиданной и для бизнеса, и для профессионального сообщества. Налоговая служба приготовилась собирать дань с еще большего количества субъектов, чем раньше, стремясь обеспечить безопасность госбюджета. Однако ожидания и реалии могут не совпасть

Профессиональная группа в социальной сети «Налоговые консультанты Казахстана» пытается разобраться, какие поправки были приняты в Налоговый кодекс и когда они вступают в силу. Один из принципиальных моментов – снижение порога годового оборота юридических лиц для постановки на учет по НДС.

«Ергожин (глава КГД. – Ред.) сказал, что эти поправки уже приняты и начнут действовать с января 2016 года», — пишет один из френдов. «Я изучил проект – в проекте сказано, что именно эта поправка вводится в действие с января 2017 года», — объясняет другой. «Я был на Налоговой конференции, там сказали, что с 2016 года и вообще Ассоциация налогоплательщиков Казахстана прислала нам один проект закона, а на конференции речь шла совсем о другом. Странно все как-то», – информирует коллег третий.

В общем, все смешалось у профессионалов, которые по идее должны первыми узнавать такие принципиальные вещи, чтобы правильно и вовремя информировать компании и своих клиентов о изменениях в налоговом законодательстве. Но причины, почему это происходит – вполне объяснимы.

Во-первых, в Казахстане нет практики, когда проекты законов (как и собственно подзаконных актов) публикуются для обсуждения профессиональными сообществами и заинтересованными группами. Это не практикует ни правительство, которому принадлежит законодательная инициатива, ни парламент, который рассматривает законопроекты. Правда, Министерство юстиции формирует законодательную базу для открытого доступа в интернете. В основном там публикуются принятые парламентом и подписанные главой государства законы, а законопроекты к публикации, похоже, необязательны – если они и есть на сайте, то, как правило, в первоначальной версии, далекой от той, что находится в текущий момент на рассмотрении в парламенте. По сути, актуальную версию законопроекта можно раздобыть только у депутатов, но далеко не все могут, в силу объективных причин, это сделать.

Во-вторых, Комитет государственных доходов как-то очень поспешно приготовил пакет поправок в Налоговый кодекс и очень оперативно «прогнал» их через парламент – деловая среда вообще не успела опомниться и высказать свое консолидированное мнение относительно грядущих изменений. Такая поспешность может объясняться одним – КГД хотел во что бы то ни стало уложиться в сроки, чтобы поправки вступили в действие с 1 января 2016 года.

Итак, широкого обсуждения налоговых новшеств не было. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» попыталась проанализировать плюсы и минусы тотальной уплаты НДС, минусов оказалось больше: данный шаг, по мнению экспертов НПП, приведет к резкому росту количества плательщиков НДС, увеличению и усложнению документооборота, переходу хозяйствующих субъектов в «теневую» экономику, возрастание риска ошибок при исчислении налоговых обязательств с дальнейшим наложением штрафных санкций. В конце концов, многие эксперты обращали внимание, что упрощение условий существования малых предприятий, в частности, ИП, которое наблюдалось последние два года, с обязательством постановки на учет по НДС поставят их на грань выживания.

Но вопрос уже считается решенным. Поправки в Налоговый кодекс снижают порог для постановки на учет по НДС в размере 3234 МРП с действующего предела в 30 тыс. МРП. Таким образом, оплачивать НДС будут обязаны юридические лица, годовой оборот которых при текущем размере МРП (1982 тенге в 2015 году) составляет 6,4 млн. тенге, тогда как ранее пороговое значение находилось на уровне 59,4 млн. тенге.

Глава КГД Даулет Ергожин, приехав в Алматы на Десятую налоговую конференцию, заявил, что «Налог на добавленную стоимость должны платить все. Это косвенный налог, это не какой-то дополнительный налог, с прибыли и так далее. Это косвенный налог, который должен уплачиваться на всех стадиях».

Он, конечно, привел свои аргументы, дескать, крупный и средний бизнес страдает от того, что мелкий не платит НДС – в этом случае «у среднего и большого бизнеса нет стороны вычета, на это жалуются все строительные компании, которые участвуют в государственных закупках».

Но истинная причина, оказывается, кроется даже не в том, что компании, получающие миллиардные контракты, хотят оптимизировать этот налог за счет более мелких субъектов бизнеса. «На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда объемы сборов по НДС меньше, чем объемы, возмещаемые из бюджета по экспортерам. Это самая главная диспропорция, которая на сегодняшний день существует, и нам ее необходимо устранять, и чем быстрее, тем лучше», – уточнил глава КГД. То есть, по сути, вместо того, чтобы наладить хорошее администрирование НДС (да и других налогов тоже), решили просто шире охватить бизнес, не подумав о судьбе самых маленьких. Ведь у средних и крупных компаний доходы несопоставимо больше, чем у мелких. И если для первых НДС – лишь небольшая статья дополнительных расходов налогового свойства, то для вторых – настоящая удавка: им просто неоткуда будет брать деньги на оплату НДС.

Впрочем, налоговые органы в последнее время все чаще становятся главным ньюсмейкером не очень приятных новостей для бизнеса Казахстана.

В октябре многие компании Алматы получили вполне официальные уведомления от налоговых органов о нарушениях налогового законодательства: дескать, в вашей компании начисляемая зарплата ниже среднеотраслевого показателя. А потому предписывалось пересмотреть начисление заработной платы, обеспечить полноту отражения реального фонда оплаты труда, и уплату налогов с заработной платы с 1 января 2015 года. Чуть позже, правда, сам Ергожин дезавуировал эти требования, но тысячам компаний все равно пришлось вступить в переписку с налоговыми органами – таковы требования законодательства.

В настоящее время появляются сигналы о том, что даже неработающие индивидуальные предприниматели получают уведомления исчислить и оплатить социальный налог за год, два, три. На блоге главы КГД есть обращения предпринимателей, которые недоумевают: как платить налог, если не было доходов?

Все движения Комитета государственных доходов сегодня, безусловно, направлены на пополнение казны любой ценой. Сам глава КГД Ергожин на налоговой конференции заявил о том, что предприятиям, имевшим деловые взаимоотношения с лжепредприятиями и сомнительными налогоплательщиками, отправлены письма с предложением добровольно откорректировать свою отчетность, исключить из нее сделки с такими контрагентами и доплатить соответствующие налоги во избежание возможной уголовной ответственности в будущем. Он раскрыл даже детали этой оферты: 10-15% компаний возмутились и приняли новое требование в штыки, а 85% — доначислили по таким письмам-рекомендациям уже свыше 1,5 млрд. тенге в виде налогов!

Если посмотреть исполнение государственного бюджета, то, в принципе, повода для волнений нет – уже сейчас идет перевыполнение по отдельным статьям, но к 31 декабря и другие налоги будут собраны сполна. Так было всегда. Казалось бы, чего тогда волноваться и кромсать налоговое законодательство Комитету государственных доходов? Объяснение этому, наверное, кроется в том, что мы видим лишь верхушку айсберга, внешнее благополучие с выполнением планов. Если экономическая ситуация будет ухудшаться, то и налоговая база будет сокращаться. Между тем планы по сбору налогов на 2016 год будут увеличены на 9%, как это было в более «жирные» годы. Именно поэтому все усилия профильного ведомства сводятся к тому, чтобы подготовить подушку безопасности. В первую очередь, для себя. О судьбе налогоплательщиков пока никто не думал.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.