Из банка – под матрас

Депозитная реформа в Беларуси приводит к оттоку вкладов и падению курса нацвалюты

Беларусь демонстрирует ноу-хау, как заморозить вклады населения, не опасаясь народных протестов. Однако результаты пока не очень.

Осень-2015 проходит для белорусов под знаком денежных реформ. Не успели граждане привыкнуть к мысли о скорой деноминации белорусского рубля, как им подкинули еще один сюрприз – декрет "О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)".

Депозитная реформа в Беларуси

Заморозь свой вклад сам

Декрет содержит в себе меры, скорее, по предотвращению оттока, нежели по привлечению вкладов в периоды нестабильности на валютном рынке. Во-первых, все вновь открываемые вклады поделили на два вида: отзывные, деньги по которым можно снять в любой момент, и безотзывные, закрыть которые невозможно до истечения срока договора. При этом вознаграждение по "свободным" депозитам меньше, чем по сознательно "законсервированным".

Во-вторых, с 1 апреля 2016 года, вводится подоходный налог – 13% – на начисленные по вкладам проценты в том случае, если депозит в белорусских рублях пролежал в банке меньше года, а в иностранной валюте – меньше двух лет. Таким образом, если первая новация оставляла лазейку для банков и вкладчиков – очень короткие депозитные продукты, сроком на 1-3 месяца, – то вторая новация эту лазейку прикрыла.

Сразу после вступления декрета в силу банки вступили в борьбу за вкладчиков и объявили новые ставки по рублевым вкладам. По отзывным депозитам они теперь составляют 20-24%, по безотзывным — 25-30% годовых.

Это только на первый взгляд кажется много. На самом деле, в условиях белорусской инфляции, которая традиционно измеряется двухзначными числами, а также с учетом девальвационного риска такие условия кажутся не очень-то привлекательными. Тем более что от вознаграждения надо будет отнять 13% подоходного налога.

Для сравнения: раньше, когда Нацбанк действительно хотел сбить спрос на валюту и простимулировать рублевые сбережения, ставки по депозитам достигали 50-60% годовых. И тогда действительно было выгодно держать сбережения в нацвалюте.

Сейчас же 24-процентная доходность в годовом исчислении (а в месяц, следовательно, 2%) способна лишь покрыть ползучую девальвацию. И это в лучшем случае. К примеру, за 25 дней ноября доллар подорожал на 3,4%, преодолев отметку 18.000 рублей за $1. Не в последнюю очередь из-за упомянутого декрета.

Потому что когда у населения нет способа сберечь деньги в национальной валюте, оно активно переводит их в иностранную. А так как доходность от валютных депозитов вообще стремится к нулю, то самым надежным способом сохранить сбережения кажется переложить деньги из банка под матрас.

Собственно это сейчас и происходит. Так, в октябре объем покупки иностранной валюты физическими лицами в Беларуси значительно вырос. Наличной валюты жители страны приобрели на полмиллиарда долларов, или на $56,7 млн. больше, чем в сентябре. На те же $0,5 млрд. сократились остатки средств на срочных банковских вкладах в национальной валюте. При этом валютные депозиты приросли всего на $34 млн., что говорит об одном: купив доллары и евро, граждане не понесли их в банк, а оставили дома или увезли тратить за границу.

Безналичной валюты физлица купили на $12,1 млн. больше, чем в сентябре. В сумме физические лица купили наличной и безналичной иностранной валюты на $51,6 млн. USD больше, чем продали, хотя в сентябре был другой расклад: продажа превышала покупку.

Субъекты хозяйствования – нерезиденты РБ в октябре вообще превратились из чистых продавцов валюты в чистых покупателей. Они увеличили валовой объем приобретения валюты на внутреннем рынке Беларуси в 12 раз по сравнению с сентябрем – до $120,2 млн. Не к добру это, предрекли финансовые аналитики.

За ноябрь данных еще нет, но, судя по ежедневно растущему курсу доллара, негативный прогноз сбывается, и статистика это скоро подтвердит.

Был бы народ, а налог найдется

В общем, в стране идет борьба за денежные ресурсы: и государство, и население пытаются удержать контроль над остатками денег, при этом их интересы часто сталкиваются.

Так, например, белорусские власти целиком поддерживают идею обложить налогами интернет-посылки из-за рубежа. Хотя и сейчас норматив беспошлинной покупки в иностранном интернет-магазине самый маленький в ЕАЭС – всего 200 евро в сравнении с 1000 евро в России и Казахстане. Недавнее обсуждение в Евразийской экономической комиссии введения пошлин фактически на все интернет-покупки из-за пределов ЕАЭС обошлось пока без вынесения решения, вопрос будет рассмотрен повторно 2 декабря в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.

Однако Беларусь не ждет. Как заявил бывший премьер-министр, а ныне глава верхней палаты парламента Михаил Мясникович, посылки надо обложить не только пошлинами, но и НДС. Безналоговый доступ к иностранному онлайн-шоппингу он считает едва ли не главным врагом белорусской легкой промышленности и торговли. Отказ Нацбанка вводить НДС под предлогом того, что это не позволяет программное обеспечение, он раскритиковал.

"Я считаю, что это неправильный подход, – возразил Мясникович. – Буду на этом настаивать. Ведь, когда мы приходим в магазин, на кассе пробивают НДС, и программное обеспечение срабатывает. Каждый покупатель уплачивает налог. У нас есть регистрация на каждую посылку. При ее вручении вполне можно этот вопрос решить".

В свете последних ужесточений, как-то: взимания налога с "тунеядцев" и с доходов от депозитов, можно не сомневаться, что Мясникович своего добьется. Так же, как добьются своего инициаторы включить НДС в тарифы на электроэнергию и газ, чтобы как бы нечаянно поднять их на 20%. Пополнение бюджета за счет населения плюс жесткий идеологический прессинг (люди боятся остаться даже без грошовой работы, чтобы не попасть в разряд "тунеядцев") суть антикризисной политики государства.

Из плохо контролируемых сфер пока остаются поездки белорусов за рубеж. Там они по-прежнему могу безотчетно тратить драгоценную валюту, в том числе на импортный ширпотреб, вместо того, чтобы дома покупать дорогие и немодные вещи белорусских производителей. В этом смысле визовая либерализация с Европой, которой так долго добивается Беларусь, государству абсолютно невыгодна.

Однако даже против этой "бреши" в валютных запасах страны защита уже придумана. Лукашенко озвучил ноу-хау еще пару лет назад.

"Нас критикуют — бедная, нищая страна, а наши люди до 3 миллиардов долларов в год вывозят за границу в Евросоюз и привозят товары, которые мы тоже выпускаем. Так вот я давно поручил: выезжаешь за пределы, неважно зачем – заплати выездную пошлину. Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем – 100 долларов с носа плати и езжай за границу", – презентовал он новый защитный барьер осенью 2013 года.

Тогда это предложение наделало много шума, но так и не было реализовано. Однако с тех пор Белстат вместе с таможенным комитетом стали проводить регулярное анкетирование в контрольно-пропускных пунктах на предмет того, какие товары и на какую сумму путешественники перемещают через границу. И если шенгенские визы для белорусов все-таки подешевеют или станут преимущественно многократными, то правительство, скорее всего, не замедлит вернуться к вопросу о введении сбора за пересечение границы.

В конце концов декрет о тунеядстве поначалу тоже казался сюрреалистическим бредом, даже руководству Министерства налогов и сборов. Но потом он стал бредовой реальностью.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.