Курс тенге будет падать, пока идет активная спекуляция на валютном рынке

Валютный рынок Казахстана стал клоакой, где нашли обиталище не патриоты национальной валюты, а спекулянты. Национальный банк делал некоторые попытки нейтрализовать неблаговидные действия отдельных игроков, публикуя отчеты об их объемах покупки и продаж на валютном рынке. Однако практической пользы это не принесло: сложно оценивать поведение субъектов рынка, имея лишь обрывочную, неполную информацию. Но спекуляции процветают не только на валютной бирже – они доминируют и в секторе обменно-валютных операций. Похоже, сейчас именно обменные пункты формируют негативные тренды

Вес тенге не может не волновать большинство казахстанцев. И хотя накал страстей по поводу курса национальной валюты уже спадает – все понимают, что в условиях снижения цен на нефть курс будет падать, остается главный вопрос: почему отсутствует в данных условиях волатильность – качели вверх-вниз, что естественно для полноценного рынка? Уж не потому ли, что слишком высоки спекулятивные настроения – иначе как объяснить, что при небольших по объемам сделках валюта падает все ниже и ниже?

спекуляция на валютном рынке

Нацбанку нельзя подобно страусу прятать голову в песок

Главная проблема для тенге заключается в том, что абсолютно никто официально не обозначает кредитно-денежный курс и не формирует позитивные ожидания для участников валютного рынка. Будто бы национальная валюта, а заодно, извините, и бюджет, и социальные выплаты и пр. и пр. вообще никого не занимают.

Природа рынка удивительна сама по себе. Любые тренды на нем формируются не просто какими-то рыночными рычагами. Рыночный рычаг – это не только безусловная взаимосвязь невидимых рыночных процессов, но и в большей степени – субъективное восприятие тенденций. А, значит, этим рынком можно руководить, управлять, манипулировать, в конце концов. Манипулировать во благо, сглаживать шоки, чтобы не страдали ни бизнес, ни население.

Рыночное восприятие в Казахстане очень слабо выражено. На фондовом рынке, например, нет прямой взаимосвязи между корпоративными событиями и курсом акций. Допустим, компания публикует финансовую отчетность, в которой одни только плюсы для миноритариев, а фондовый рынок глух, слеп и нем. Или, например, пришла новость, что, возможно, слияния публичного КазТранОйла с непубличным КазТрансГазом не будет, — в этом случае любой другой мировой эмитент испытал бы невиданный подъем (новость очень даже позитивная!), а реакция казахстанского фондового рынка оказалась отрицательной – акции продолжили свое проседание. Такие дисбалансы и отсутствие адекватного поведения рынка говорят только об одном: он слишком деформирован и не отвечает рыночным трендам. То же самое происходит и на валютном рынке. Когда преобладают негативные настроения, ожидать улыбок рынка не приходится – только одни гримасы.

Нельзя кидать валютный рынок и тенге на произвол судьбы. Но это не значит, что нужно, как это было в период председательства в Нацбанке Келимбетова, раздавать нереальные обещания, вводя всех в заблуждение. Нацбанку жизненно необходимо постоянно, в ежедневном режиме, в соответствии с событиями, влияющими на курсообразование, формулировать свои ожидания и таким образом управлять действиями игроков. Пока же на валютном рынке разгул стихии. Спекулянты торжествуют.

Валютная спекуляция в Казахстане процветает

То, что спекуляции идут не только непосредственно на валютном рынке, но и в обменно-валютном секторе – очевидно. В понедельник в Казахстане произошел существенный обвал тенге, до 322,47 тенге за доллар, при этом обменные пункты сначала торговали (покупка/продажа) долларом в диапазоне 328,5-331,7, а к концу дня курс продажи вырос до 333 тенге. К утру вторника покупка доллара обменными пунктами Алматы велась на уровне от 332 тенге за 1 доллар, а продажа – на уровне 338 тенге. И это в то время, как действующий официальный обменный курс находился на уровне 322,47 тенге за доллар.

В Казахстане существуют ограничения по курсу покупки и продажи иностранной валюты, по отношению к доллару она определена в 3 тенге, больший разрыв допускать нельзя. В то же время нет каких-либо аннотаций по установлению самого курса в обменных пунктах. Как видим, на утро вторника он был выше официального аж на 16 тенге! Можно ли расценивать данный факт как спекуляцию? Нужно ли Нацбанку регламентировать отклонения официального и рыночного курса нацвалюты? Эти вопросы мы задали экспертам фондового рынка.

«В основе колебаний тенге в паре с долларом США лежит очень много причин. Взять хотя бы низкий уровень ликвидности валютной площадки на KASE — любой из заинтересованных крупных участников рынка может развернуть валютную пару в нужную сторону. Кроме этого, в эти дни нефтяной рынок заметно штормит, и тенге, как сырьевая валюта, не может игнорировать снижение стоимости базового актива. Возможно, что движения пары доллар/тенге носят спекулятивный характер, но такую характеристику можно дать любому заметному валютному колебанию», — полагает старший аналитик Альпари Анна Бодрова.

«В понедельник курс упал до 330 тенге за доллар. В моменте доходил до 333,90. Дело в том, что обменные пункты ориентируются на биржевой курс, который зачастую существенно отличается от средневзвешенного значения, сформированного на утренней сессии. Потому говорить о спекуляции со стороны обменных пунктов достаточно сложно. В данном случае привязки к официальному курсу Нацбанка у них нет. Можно было бы установить определенный предел отклонения от биржевого курса в пределах не более 0,1-0,3%. При этом должен быть установлен запрет менять ценники в обменниках после 15.30», — считает директор департамента аналитики АО «Асыл-Инвест» Айвар Байкенов.

Кроме того, он предлагает рассмотреть возможность участия физических лиц на валютном рынке через брокерские организации. В этом случае, надо полагать, будет исключена спекулятивная составляющая именно в обменно-валютном секторе (населению брать валюту пока негде – только через обменные пункты), а со временем можно будет сформировать полноценный валютный рынок: есть ликвидность, есть спрос на валюту – пусть он реализуется через валютные торги.

Анна Бодрова не столь оптимистична: «Тенге уже пять месяцев находится внутри нисходящего канала, остается в слабой позиции к доллару США, и в новой волне его девальвации нет ничего удивительного. Вряд ли именно сейчас Нацбанк будет заниматься вопросами регламентов для определения рыночного и нерыночного курсов национальной валюты».

Пока же в дополнение ко всем паническим настроениям, которые формируются именно из-за ожиданий (население видит, что обменный курс существенно выше среднерыночного), происходит главный дисбаланс – формируются негативные тренды, которые всегда имеют больше шансов реализоваться, чем нет.

P.S. Когда статья была готова к печати, Нацбанк РК распространил сообщение о том, что он участвует на внутреннем валютном рынке в целях сглаживания кратковременных колебаний курса тенге, но при этом не препятствует действию фундаментальных факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на иностранную валюту. На фоне прежних заявлений, например, о сокращении участия Нацбанка на внутреннем валютном рынке для сохранения резервов, это, пожалуй, первый позитивный сигнал для рынка со стороны центробанка. И эту практику нужно сделать правилом.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.