Событие недели. Приговор Ермеку Тайчибекову и самоубийство Михаила Кленчина

Доносы на выражение собственного мнения стали оформляться в тюремные сроки. Авторитетные юристы не хотят тратить силы на то, чтобы прожить жизнь до конца

Дело Ермека Тайчибекова, осужденного Кордайским районным судом Жамбылской области на четыре года лишения свободы в колонии общего режима, продемонстрировало важную особенность местной правоохранительной системы. Судебная машина не заводится в режиме автопилота – нужен сигнал извне, хотя бы в виде частного доноса. Охотничий карабин «Сайга», имевшийся у юриста Михаила Кленчина, как и положено ружью выстрелил. Только в самого 35-летнего хозяина и его руками.

Приговор Ермеку Тайчибекову осветили даже такие издания, которые трудно назвать общественно-политическими либо специализирующимися на криминальной тематике. Например, Neftegaz.kz поставил данную информацию под заголовком «В Казахстане блогера осудили на 4 года за духовную близость с Россией»: «В своем последнем слове Е.Тайчибеков заявил, что не видит в своих действиях состава преступления и считает дело политически мотивированным». Глянцевый Bonjournal.kz пишет: «Судья Кордайского райсуда Джамбульской области Казахстана Кайрат Бельгишев приговорил блогера Ермека Тайчибекова к четырем годам общего режима за публикацию на личной странице в Фейсбуке пророссийских постов».

Приговор Ермеку Тайчибекову

Azattyq.org помимо текстового репортажа из Кордая разместило видео, где высказались родственник осужденного, его адвокат и наблюдатель за процессом. Так же в материале указано: «Уголовное дело против 37-летнего жителя Кордайского района Жамбылской области Ермека Тайчибекова было открыто по заявлению группы гражданских активистов, называющих себя нацпатами (национал-патриотами)».

На ресурсе Odnako.org вышла большая статья Семёна Уралова «Государство перед войной. К «мобилизационным репрессиям» в Казахстане». В данном обширном обзоре, среди прочего, говорится: «Интересно, что приговор аналогичный Тайчибекову недавно получил блоггер Сычев из казахстанского города Риддер, которые сделал Вконтакте опрос о возможном присоединении Северного Казахстана к России. В Алма-Ате же сейчас судят казахских националистов Серикжана Мамбеталина и Ермека Нарымбаева – за политические идеи, прямо противоположные имперским идеям Тайчибекова. То есть государство в Казахстане эволюционирует в предвоенный, мобилизационный режим, когда политическая позиция, отличная от государственной, рассматривается как потенциальная угроза. Причем сигнал послан как деловым и политическим элитам, так и медийному классу: журналистам, политологам, общественникам и экспертам». Еще автор констатировал: «Национальная государственность вступает в конфликт с социально-экономической и этно-географической реальностью».

Elise.com.ua информацию об осуждении Ермека Тайчибекова предваряет заголовком «Вот как нужно делать! Казаха посадили в клетку на 4 года за русский язык!»

На сайте Altyn-orda.kz размещенная перепечатка с радио «Азаттык» собрала больше сотни комментариев. Главным образом радостных.

Newdaynews.ru поставил материал под заголовком «Казахский блогер заключён в тюрьму за защиту прав русского языка». Языковой акцент здесь основной: «Пост на Facebook в апреле 2015 года, признанный националистическим. В нём Тайчибеков попытался заступиться за русский язык и говорящих на нём граждан РК, посчитав требование властей РК о государственном статусе казахского языка теплицей для ущемления прав других национальностей и этнократии. Так, экзамен по казахскому языку – барьер для поступления многих граждан на госслужбу и для их политической карьеры, что невозможно в демократической развитой стране. 98% госаппарата РК – этнические казахи, а в списке кандидатов в президенты РК – все 100%».

Смерть известного юриста Михаила Кленчина для публики оказалась очень неожиданной. Zakon.kz сообщил следующую информацию: «Михаил Кленчин родился 17 ноября 1980, в г. Алма-Ата. Казахстанский юрист активно участвовал в общественной деятельности, был председателем Национального фонда развития финансовых услуг. Известно, что Михаил Кленчин окончил школу-гимназию № 25 г. Алматы, в 2002 – юридический факультет Казахской академии труда и социальных отношений. Работал корпоративным юристом, с 2007 года занимался частной практикой. Кроме того, являлся председателем общественного совета РОО «Первый антикоррупционный медиацентр», членом Палаты налоговых консультантов Казахстана, Республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии «Нур Отан», Коллегии коммерческих юристов «Kazakhstan Bar Association», совета по защите прав предпринимателей НПП РК «Атамекен».

самоубийство Михаила Кленчина

365info.kz в публикации «Стали известны детали смерти Михаила Кленчина» информирует: «Проверяются все версии. Точно можно сказать, что раздроблена верхняя челюсть. Есть пулевое отверстие в этой области. Других повреждений на теле погибшего нет, – сообщил источник. Собеседник добавил, что рядом с телом, помимо карабина, находилось две гильзы и один патрон. Обстоятельства указывают, что произошедшее, скорее всего, суицид»; «Полицейские и прокуратура изучают последние дни жизни Михаила Кленчина. На его странице в facebook 17 ноября, в день своего рождения, он оставил двусмысленный пост. «Сегодня принимаю поздравления, а может уже пора и соболезнования», – написал он».

Tengrinews.kz в своем материале отмечает: «Неподтвержденная информация о смерти Михаила Кленчина в Сети начала распространяться с утра 12 декабря. Сообщалось, что юрист застрелился».

Что касается социальных сетей, то там по поводу самоубийства юриста просто вакханалия. «Подробности» из личной жизни и юридической практики запросто уходят хоть в конспирологию, хоть в ненаучную фантастику, хоть в фэнтези. Г-н Кленчин при жизни отличался весьма резонансными заявлениями и делами как по своей профессиональной деятельности, так и в ходе выяснения отношений в Фэйсбуке. Однако смерть по масштабу проявленного интереса явно превзошла все информационные поводы при жизни.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.