Тренды года: «дело Алиби», «стукачи», «смешная девальвация»

Минувший год был богатым на тренды. Многие отечественные издания уже дали перечни событий года, которые субъективно оценивают как громкие. Провластные СМИ рассказали об успехах казахстанских властей (вступление в ВТО, девальвация — в их лексиконе это называется «своевременный переход на плавающий курс», победа президента на очередных выборах и т. п.) и о проблемах заграничных глав государств (теракты во Франции, например). Оппозиционные, в принципе, написали о том же самом, но со своей колокольни. Мы же расскажем о трендах ФБ, причем стоит сразу обратить внимание — они, эти тренды, существенно отличаются от того, чем, по мнению подавляющего большинства СМИ, жила страна. И немудрено. Виртуальная жизнь — это не отражение реальной, а какой-то иной параллельный мир

Вот, например, тренд стукачества, который в этом году проявился во всей красе. Первой жертвой тренда стала блогер Татьяна Шевцова-Валова, позволившая себе разнузданные высказывания в адрес казахов на фоне истерии с хэштегом #крымнаш. Вторым по тому же пути — донос-суд-приговор-условное осуждение — прошел блогер из Астаны Сакен Байкенов, не уступивший Татьяне в остроте постов, правда, его публикации направлены уже против русских. На этом фоне в ФБ то и дело появляются фотки алматинских малолетних долбодятлов с флагами русских националистических или откровенно фашистских организаций.

Проходит какое-то время, и в прокуратуру летит новый донос — от блогера Ботагоз Исаевой на также блогера и местного юродивого Ермека Тайчибекова. Недавно над Тайчи завершился суд — по его итогам российско-подданый получил четыре года тюрьмы.

Вскоре после его ареста были задержаны Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин — в их случае донос был анонимным, но до того организация желтоксановцев провела пресс-конференцию, обвинив обоих в оскорблении национальных чувств. Суд над ними в самом разгаре.

Говоря о судебных процессах с участием общественников, невозможно не упомянуть о странном процессе, в ходе которого известный оппозиционный журналист, редактор и руководитель многих славных проектов, попортивших пищеварение всяческим ответственным лицам, Гульжан Ергалиева пыталась вернуть один миллион долларов, одолженных семье другого не менее известного оппозиционера, некогда в составе группы единомышленников поставившего на уши отечественную политику, Галымжана Жакиянова. Что это было, и как это воспринимать, непонятно до сих пор, хотя, например, сторонники Жакиянова в лице Сергея Дуванова считают, что это был заказ.

Громким событием ФБ-года можно назвать осуждение на 13 лет лишения свободы с конфискацией имущества столичного бизнесмена Кайрата Жамалиева. Причиной стало избиение некоего Алиби Жумагулова. Все началось с того, что отец этого молодого человека опубликовал в ФБ фотографии своего сына, избитого до потери человеческого облика. Буквально в течение нескольких часов история Алиби Жумагулова стала известна едва ли не каждому активному ФБ-хомяку, посчитавшему нужным сделать репост или прокомментировать публикацию в духе «Пусть Жамалиев горит в аду».

Казалось, впервые в казахстанской истории виртуальный мир сумел продиктовать свою волю реальности — бизнесмена оперативно арестовали, достаточно быстро накропали уголовное дело и осудили. Однако всплывавшие по ходу развития событий обстоятельства заставили немногих здравомыслящих солдат диванных войск заподозрить, что история невинного ангела Алиби и злобного дьявола Жамалиева не так проста, как казалось поначалу. В итоге финал с конфискацией имущества бизнесмена окончательно убедил тех самых здравомыслящих, что дело нечисто, и осуждение бизнесмена имеет свою подоплеку, где фигурирует неизвестный, который получил от всего этого свою выгоду. А ФБ-тусовка подыграла этому неизвестному по мере своих хомячьих сил, беспрерывно крутя колесо вероятно выдуманной истории про любовь юноши к токал.

Пожар в алматинском торговом центре «Адем» и последующие события в виде митинга и нескольких пресс-коференций активного ядра погорельцев, которые пытаются получить компенсации при наличии массовой ФБ-поддержке, эффекта, подобного истории с Алиби, не достигли — что лишний раз подтверждает: хомячки не сила, а всего лишь прикрытие таковой. Сетевой ажиотаж может быть услышан и использован в целях, известных лишь узкому кругу людей, а может быть просто проигнорирован. И это, в принципе, главный вывод, который можно сделать из событий уходящего года и их отражения в ФБ-реальности.

Девальвация казахстанского тенге в мире отечественного ФБ-сегмента превратилась в соревнование остряков. Немногие попытки разъяснить происходящее с профессиональной или экспертной точке зрения утонули в потоке фото-жаб, шуток, анекдотов и пожеланий счастья и долгих лет жизни Кайрату Келимбетову, экс-председателю Нацбанка. Примерно то же наблюдалось в самом начале года, когда по всей стране водители протестовали против нововведений в ПДД — включенные круглые сутки фары, обязательные автокресла для детей младше 12 лет. ФБ-сообщество тогда, наряду с возмущениями хомячков-водителей, генерировало унылое петросянство, очевидно, тренируясь перед главным событием года — началом плавания курса национальной валюты. Тренировка не помогла — унылое петросянство так им и осталось, не выйдя даже на уровень камедиклаба. Ну а ургантовщина для нас — это совершенно недостижимая величина.

Берегите себя и своих близких.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.