Горькая правда за счёт принимающей стороны

Почему фильм Владимира Познера « Еврейское счастье» ругают евреи и антисемиты

В прошлую пятницу российский Первый канал закончил показ восьмисерийного фильма об истории и сегодняшней жизни государства Израиль. Если ещё не смотрели, очень рекомендую. Это кино отличается от всех других фильмов на израильскую тему. По крайней мере, от тех, что я видел. Владимир Познер даёт там возможность и евреям, и палестинцам рассказывать свою правду. Две эти правды невозможно соединить вместе. Поэтому в фильмах, телепередачах, газетных статьях обычно рассказывают одну. Ну, или одну подробно, драматично, красиво, другую скомкано. А поскольку журналистов палестинского происхождения на российском телевидении нет, зрителю предлагалась в основном еврейская правда.

Познер тоже далеко не палестинец. Но он занимался пропагандой ещё в те времена, когда нынешним её корифеям меняли подгузники. Пропаганда ему сильно наскучила. А интерес к жизни сохранился, и сохранилось желание понять, как всё устроено на самом деле. Например, как устроено еврейское государство. И вот на деньги министерства туризма Израиля Владимир Владимирович это своё любопытство удовлетворил.

В фильме Познера цветут кибуцы и приветливо шумит Тель-Авив. Израильтяне, фантастически трудолюбивые и упорные в достижении правильных целей, рассказывают про свою жизнь. А ещё у него там лидеры палестинской оппозиции просят назвать хотя бы ещё один пример из истории, когда одни люди забрали у других людей землю на том основании, что две тысячи лет назад на ней жили их предки. В ответ израильские лидеры и простые еврейские труженики объясняют Познеру, что землю они вовсе не забрали. И что на ней всем хватит места, если жить в мире и соблюдать законы государства Израиль.

Вот Познер спрашивает у решительной еврейской дамы, бывшего заместителя министра внутренних дел Израиля: почему весь мир не признаёт Иерусалим столицей Израиля, а вы стоите на своём? Ведь это создаёт огромное количество проблем? Она отвечает: о чём вы говорите, Владимир Владимирович? Наше государство суверенное. Если мы приняли решение, что Иерусалим наш столица, то это наша столица.

Такая же решительная палестинская дама, депутат израильского кнессета от арабской партии, объясняет Познеру, что она не эмигрировала в Израиль. Это Израиль эмигрировал на её землю, изгнал хозяев, разрушил сотни палестинских городов и сёл. «Для этого государства очень важно, чтобы мы чувствовали субординацию. Я должна каждый день благодарить Израиль. Спасибо, что ты не прогоняешь меня! Спасибо, что даёшь мне разрешение дышать и жить!»

Ещё один лидер палестинцев говорит в фильме:

«Моё водительское удостоверение и номера на машине бело-зелёного цвета. Когда я подъезжаю к блок-посту – меня останавливают. А машины «полноценных израильтян» с жёлтыми номерами проезжают без остановки. То, что делает сейчас Израиль в отношении палестинцев, — как мусульман, так и христиан, — это апартеид в худшем проявлении. Такого не было даже в ЮАР в прошлом веке».

И дальше:

«Иудеи, мусульмане, христиане могли бы жить здесь как равные. Один человек – один голос. Однако мне говорят: ты палестинец. Ты не соответствуешь еврейской сущности Израиля. Но если вы боитесь, что палестинцы станут в таком государстве большинством – избавьтесь от нас. Пусть у вас будет своё государство Израиль, а у нас будет своё государство Палестина. Но они не могут допустить существования палестинского государства. Как и существования единого светского государства, в котором мы будем большинством».

После этого Познер спрашивает у израильского министра: есть ли хоть какая-то правота в словах людей, которые обвиняют вашу страну в агрессивности и двойных стандартах?

«Есть, — отвечает министр. — Мы виноваты в том, что не дали себя уничтожить. Не даём себя убивать. Эту вину я за собой признаю и очень надеюсь, что и в дальнейшем мы будем виноваты в том же самом».

Познер добросовестно вникает во всю эту проблематику, за которой реки крови, и приходит к заключению, что евреи и палестинцы не договорятся никогда. Они просто не слышат друг друга.

Такой вывод и вызвал общее зрительское возмущение. Потому что одним зрителям совершенно понятно: евреи принесли в этот дикий край цивилизацию, построили в пустыне чудесную демократическую страну. Они готовы кормить, поить и лечить местных, давать образование их детям. Многие палестинцы понимают своё счастье, но не все. И когда некие грязные вонючие животные взрывают автобусы и детские сады, кидаются с ножами на беременных женщин – какой у нормальных людей с ними может быть компромисс?

Другим зрителям точно так же понятно, что наглые высокомерные захватчики-израильтяне порушили вековой уклад палестинской жизни. Построили на чужой земле расистское государство, в котором у коренных жителей птичьи права. И если ты человек, а не собака, ты возьмёшь оружие и будешь сражаться с врагом твоего народа до последней капли крови.

И вот Познер в своём фильме показывает, что и на той, и на другой стороне — люди. Со своей правдой. Но евреи у него чуть получше палестинцев. Еврейская мать, у которой убили сына-подростка, говорит, что мир всё-таки возможен. Что другого выхода нет, раз уж мы тут оказались с ними на одной земле. А палестинская мать в такой же ситуации (её четырнадцатилетний сын кидал камни в израильских солдат и его застрелил снайпер) говорит – нет, какой может быть мир. Они пришли на нашу землю, установили свои порядки. Убивают наших детей. Какой мир?

И снова цветёт в фильме бывшая библейская пустыня, кипит яркая сочная вкусная жизнь в Тель-Авиве, не унывают еврейские женщины, и даже еврейские мудрецы, всё понимающие про этот мир, смотрят на него с горьковатым оптимизмом. Если в израильском министерстве туризма работают умные люди, то, наверно, они остались довольны работой Познера. Хотя откуда в израильском министерстве взяться глупым людям?

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.