Событие недели. Тенге падает в поисках дна и не может его отыскать

Т385 за $1 не стало пределом. Меры по оздоровлению финансовой системы очень похожи на смертельные

Курс тенге по отношению к доллару и другим валютам остается пространством для псевдорыночных экспериментаторов. Запрет Нурсултана Назарбаева искать виноватых в сложившейся ситуации («это глобальный процесс, на который ни одна страна, а тем более Казахстан, не мог повлиять») вызывает тревогу: а вдруг виновные есть, и они на почве безнаказанности создадут проблемы тенге и людям еще раз (и не один)?

В начале недели, когда тенге продолжал ускоренно тонуть, на сайте Time.kz опубликовали материал Петра Своика под заголовком «Хватит плавать!» «Постоянно слабеющая валюта — все равно что уходящая из-под ног почва: созидательная деятельность блокируется, да и простое бытование подтачивается холодком безнадежности. И это не может продолжаться бесконечно хотя бы из-за отсутствия естественного экономического конца у ослабления тенге. Для начала нужно прекратить ослаблять тенге, а лучше бы его слегка укрепить». Судя по тому, что обесценение тенге в последующие дни продолжилось, единомышленников у Петра Своика в финансовом руководстве государства нет.

Тем временем людям перестало хватать денег даже на плохую жизнь. Azattyq.org из казахстанской Магнитки сообщает, что «металлурги и шахтеры компании «АрселорМиттал Темиртау», гиганта черной металлургии Казахстана, просят повысить зарплату из-за резкой девальвации тенге. В компании говорят, что кризис на мировых рынках сбыта не позволяет сделать это». К тому же по новому трудовому кодексу индексация заработной платы теперь не обязательна.

Одни специалисты с пониманием относятся к тому, что другие не понимают происходящее. Иные указывают на то, что их оппоненты или работники правительства не понимают природу кризиса, да еще не понимают того, что не понимают. Из разряда «экспертных разборок» стало открытое обращение  Дениса Кривошеева к Олжасу Худайбергенову на сайте Informburo.kz с понятным названием «Олжас, остановись!» «Теперь, когда цены выровнялись, денег в стране не осталось. Отложенный спрос реализован и в ближайшее время не появится. Предприятия, ориентированные на экспорт, потеряв за год рынки сбыта ввиду дороговизны продукции, ещё не восстановились. Депрессия продолжается. Девальвация не закончилась, и причиной тому – такие же, как и ты, эксперты. Пора остановиться и не спекулировать на чувствах людей. Дно не достигнуто. Оно гораздо ниже. Цена на нефть – только триггер, лишь спусковой крючок. Причины глубже. Они схожи с российскими, но усугублены разгильдяйством одних, плохим образованием и глупостью других».

Резко обнищавший обыватель пытается найти смысл в своих жертвах, на которые был обречен решением политического руководства относительно курса тенге. Как раз для таких статья Мурата Темирханова на Forbes.kz. «Помогла ли Казахстану резкая девальвация тенге?» – задается финансист вопросом в заголовке и потом сам отвечает: «Несомненно! …августовская девальвация 2015 практически до нуля сократила громадный разрыв между равновесным и фактическим курсами тенге. В результате государственные финансы были сбалансированы и прекратилось ускоренное сжигание валютных резервов, что жизненно важно для страны. В противном случае это привело бы нас к масштабной катастрофе». Может быть, кому-нибудь после прочтения таких слов полегчает на душе, и эта легкость придет в равновесие с полегчавшим кошельком.

Сколько СМИ – столько мнений. Exclusive.kz обзор Аскара Муминова «Приватизируй это! Как гособъекты будут переходить в частные руки» предваряет аннотацией следующего содержания: «Похоже, что девальвация нужна была только для того, чтобы «уронить» стоимость приватизируемых предприятий».

«Нацбанк может вмешаться в курс не ранее мая 2016 года» – с таким заголовком-прогнозом вышел Kapital.kz. «В «Асыл-Инвест» также прокомментировали меру Нацбанка по увеличению с 1 февраля разницы между покупкой и продажей долларов обменниками с 2 до 6 тенге. «Мера финрегулятора в какой-то степени правильная. Но если учитывать сохраняющуюся напряженность на валютном рынке страны, для населения эта инициатива Нацбанка не будет высокой преградой для перепродажи валюты. Колебания доллара сейчас существенны, и обозначенный шаг регулятора по повышению разницы между покупкой и продажей валюты будет действовать только после стабилизации ситуации на рынке», – считает Нурлан Рахимбаев».

Всем тяжело от девальвации, даже банкирам. Vlast.kz разместила большое интервью Умут Шаяхметовой, главы «Народного банка». Там, в частности, говорится: «Не сказать, что от девальвации нам лучше. Этого нет. Понятно, что если вы посмотрите на цифры прошлого года – 110 млрд тенге чистой прибыли, то это было свыше 700 млн долларов. И уровень капитализации нашего банка был в районе 2,6 млрд долларов. Наши глобальные депозитарные расписки доходили до уровня 9-10 долларов за единицу. Сегодня, если посмотреть в долларовом эквиваленте, то те же 110 млрд тенге чистой прибыли – это свыше 300 млн долларов. Если грубо считать, долларовую прибыль мы потеряли в два раза».

Тонуще-падающий тенге ставит правительство перед неумолимым выбором. С присущей хлесткостью, об этом пишет Тимур Исаев на ресурсе Forbes.kz. «Пока страна готовится к внеочередным парламентским выборам, для исполнительной власти выборы уже начались. Ей нужно выбрать, какой курс тенге оставить, чтобы спасти казну, но при этом не угробить экономику. Также нужно определиться, какими бюджетными расходами пожертвовать, чтобы выжить в условиях нефтяной засухи. Выборы эти пока проходят в закрытом режиме».

Тему продолжает Жаныбек Айгазин, директор Центра исследований прикладной экономики на портале 365info.kz. «Ситуация складывается серьезная и без жесткого регулирования со стороны государства ее не исправить», – отмечает он. Но простые жители страны в страхе-трепете отнюдь не из-за жесткости ожидаемого регулирования. Главная проблема, которая не дает им покоя: будет ли регулирование правильным?

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.